Ольга Губанова
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников в проектной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.
Публикация «Консультация для воспитателей „Патриотическое воспитание дошкольников в проектной деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Темочки
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Воспитание патриотизма – основа современной системы образования. Решая задачи патриотического воспитания подрастающего поколения мы используем разные формы организации деятельности детей, создаем условия для активного включения в образовательный процесс родителей воспитанников.
Основными задачами патриотического воспитания дошкольников являются :
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Гражданско-патриотическое воспитание детей является одним из важнейших звеньев в системе педагогической работы и предполагает использование разнообразных форм и методов.
В этом году исполнилось 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Эта знаменательная дата не оставила никого равнодушным. Согласно Указу Президента РФ от 25.04.2013 № 417 «О подготовке и проведении празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» были разработаны планы подготовки и проведения различных мероприятий. Не стало исключением и наше дошкольное учреждение. Приобщение дошкольников к культуре и истории родной страны, формирование у них патриотических чувств наиболее эффективно происходит в рамках проектной деятельности. Работа в данном направлении велась на протяжении учебного года и полностью отражена в моей дипломной работе.
Со своими воспитанниками подготовительной к школе группе мы приняли участие в проекте «Я помню! Я горжусь!», в процессе которого планировали рассказать детям о горе, которое принесла война, радости побед, силе и стойкости русских солдат и тех, кто помог выстоять нашей стране в трудные военные годы.
Цель проекта : воспитание у дошкольников гражданско-патриотических чувств, любви к родному краю, Родине, уважения к прошлому России.
В процессе работы решались следующие задачи:
- повышение уровня профессиональной компетенции педагогов посредством осознанного отношения к изучаемой теме;
- формирование у детей представлений о Родине, ее героях, военных событиях посредством организации разных видов детской деятельности;
- создание условий для обеспечения качественной реализации системы мероприятий по воспитанию у дошкольников гражданско-патриотических чувств;
- развитие познавательно-речевых способностей у детей, активное их включение в творческо-поисковую деятельность;
- формирование социальных навыков и норм поведения, осознанного отношения к войне как негативному явлению и уважения к представителям военных профессий.
Реализация проекта проходила в течении года и включала следующие этапы. В ходе организационного этапа (1-15 октября) определялись цели и задачи проекта, изучалась методическая литература, составлялся план проекта, собирался материал для дидактического и методического оснащения проекта, выбиралась форма работы с родителями.
На втором этапе – подготовительном (16-30 октября) выявлялся уровень знаний детей по заявленной теме (диагностика). О также проходило ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта (родительское собрание).
Третий – основной этап (1ноября -25мая) предусматривал:
- обогащение и пополнение предметно развивающей среды пособиями, играми, продуктами совместной деятельности, произведениями художественной литературы;
- оформление информационных стендов, тематических выставок, памяток, буклетов;
- организация конкурсов, экскурсий, проведение праздников, развлечений, спортивных соревнований и т. д.
Заключительным этапом нашей проектной деятельности стали посещение памятника Погибшим Воинам в ВОВ, возложение цветов в Вечному Огню и проведение праздничного мероприятия «Родина смотрела на меня» посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Также на этом этапе проходило выявление уровня знаний детей (диагностика).
На основании диагностических данных выявилось что:
На начало проекта : с высоким уровнем ~ 32% детей, со средним ~ 47% детей, с низким ~ 21%.
На конец проекта : с высоким уровнем ~ 61% детей, со средним ~ 33% детей, с низким ~ 6%.
Таким образом, по результатам полученных на подготовительном этапе данных было необходимо провести работу по формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников, используя технологию проектирования, как эффективную форму работы, способствующую вовлечению детей и взрослых в социально-значимую деятельность.
И по итогам диагностики проектной деятельности патриотической воспитанности детей видно, что значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, семье, природе у дошкольников.
Результатами проведенного проекта являются :
- сплочение участников проектной деятельности;
- формирование у воспитанников интереса к истории своей страны, событиями Великой Отечественной войны, осознанного уважения к заслугам и подвигам воинов;
- осознание родителями важности гражданско-патриотического воспитания детей.
Самое главное патриотическое воспитание невозможно без участия в этом процессе родителей. Именно в семье закладываются основы патриотических чувств, которые способствуют становлению у ребенка гражданского самосознания.
Одно из самых сильных и благородных человеческих чувств – любовь к своей родине. Люди всегда любили родную землю, родную природу, родной язык.