ирина котяш
Памятка для воспитателей и специалистов «Организация проектной деятельности в структурном подразделении»
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка для воспитателей и специалистов
по организации проектной деятельности в структурном подразделении.
Составила:
Старший воспитатель ГБОУ Школа № 1368, СП №3 Котяш И. А.
Проектная деятельность является проектной только в том случае, если ребенок исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает оптимальный способ решения.
Виды проектной деятельности
1 Исследовательская проектная деятельность.
Публикация «Памятка для воспитателей и специалистов „Организация проектной деятельности в структурном подразделении“» размещена в разделах
Цель: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и способствует вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей, братьев и сестер) в сферу его интересов.
Этапы исследовательской проектной деятельности
Первый этап
Предполагает создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. На этом этапе можно выделить несколько возможных стратегий поведения педагога:
• Педагог создает одну и ту же проблемную ситуацию для всех детей. В итоге формулируется общий исследовательский вопрос.
• Предполагает внимательное наблюдение за деятельностью детей и выявление сферы интересов каждого ребенка. Создается особая ситуация, которая помогает ребенку сформулировать исследовательскую задачу для проекта.
• Привлечение родителей, которые совместно с ребенком формулируют исследовательскую задачу проекта. Со временем дети начинают самостоятельно формулировать исследовательскую задачу, исходя из понимания реальных ситуаций, в которых они оказываются.
Таким образом. Первый этап заканчивается формулировкой вопроса.
Второй этап.
Ребенок оформляет проект. Организатором проекта является ребенок, поэтому взрослые выполняют вспомогательную функцию, следуя его замыслу.
Первая страница проекта представляет собой красочный заголовок, создаваемый общими усилиями: родители ищут надпись, ребенок украшает страницу.
Вторая страница раскрывает важность поставленного вопроса. С точки зрения ребенка, сверстников,родителей, знакомых. Ребенок должен самостоятельно провести опрос и нарисовать иллюстрации, изображающие содержание ответов. Важно, что бы в проекте было представлено несколько разных точек зрения (одна из них должна принадлежать ребенку).
Третья страница посвящается выбору наиболее правильного ответа. С точки зрения ребенка. Ребенок должен не только выбрать и зафиксировать ответ, но и объяснить свой выбор.
Четвертая страница посвящается возможным способам проверки предложенного ребенком ответа. В нижней части страницы ребенок должен нарисовать тот способ получения информации, которым он воспользовался (обращение к взрослому, сверстнику, книга и др.) и обосновать его приемущества.
Пятая страница изображается результат проверки правильности ответа. Ребенок показывает, удалось ли произвести проверку и насколько трудным оказался выбранный способ.
Шестая страница ребенок показывает, где можно применить проект : он может рассказать о проекте в группе, организовать игру.
Третий этап
Защита проекта. Ребенок вместе с родителями должен подать заявку на защиту проекта : то есть подойти к воспитателю и выбрать время защиты. Важно, что бы родители подтвердили возможность своего присутствия на защите проекта и помогли ребенку подготовить рассказ о проделанной работе.
Перед началом выступления ребенок вывешивает на стенде страницы своего проекта. Воспитатель помогает ему закрепить листы и расположить их в правильной последовательности. Затем ребенок рассказывает о проделанной работе, показывая указкой на соответствующие рисунки, записи.
Четвертый этап.
Педагог организует выставку проектов и придумывает различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации материала, представленного в детских проектах. По окончании выставки проекты включаются в библиотеку группы, сшиваются в книжку и находятся в свободном доступе.
2. Нормативный проект
Проекты по созданию норм всегда инициируются педагогом, который четко должен понимать необходимость введения той или иной нормы. Общая стратегия работы с детьми – минимизировать запрещающие ситуации и увеличить количество ситуаций, поддерживающих детскую инициативу. Педагог ответственен за соблюдение выработанного правила детьми в группе.
Первый этап
Воспитатель выявляет такие ситуации, которые достаточно часто повторяются и характеризуются нежелательными формами поведения детей.
Второй этап
Педагог обсуждает с детьми варианты поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть. Определяется пространство возможностей данной ситуации.
Третий этап
Педагог просит детей изобразить нежелательные последствия неприемлемого поведения, при этом дети могут рисовать самые фантастические сюжеты. Такие символические рисунки позволяют детям сформировать отрицательное отношение к ситуации. Благодаря ее проживанию в воображаемом плане.
Четвертый этап
Дети по очереди рассказывают о своих рисунках и о тех последствиях,к которым может привести обсуждаемая ситуация. В результате беседы у детей создается обобщенное эмоционально окрашенное представление о данной ситуации.
Пятый этап
Педагог предлагает детям подумать над тем, как нужно себя вести, что бы избежать нежелательных последствий. После того как каждый ребенок выскажет свое мнение, воспитатель обращается к детям с предложением выбрать одно из предложений в качестве правила. При необходимости педагог корректирует его.
Шестой этап
Дети зарисовывают правило так, чтобы оно было понятно всем. Приэ том правило ни в коем случае не должно быть запрещающим.
Седьмой этап
Дети объясняют, что они нарисовали. В ходе обсуждения воспитатель акцентирует внимание детей на деталях рисунков и предлагает детям на их основе создать окончательный «знак» правила. Этот знак должен содержать два компонента: указание на признак ситуации и адекватный способ действия.
Восьмой этап
Все дети выполняют правило. «Знак» правила включается в книгу правил. В этот альбом наклеиваются основные знаки, которые дети придумали для разных ситуаций. Под каждым рисунком педагог подписывает соотвествующее правило.
3. Творческая проектная деятельность
I этап – Подготовительный (установочный)
Цель этапа: создать установку на работу у детей и родителей; задействовать соответствующие мотивационные механизмы
Воспитатель настраивает дошкольников на выполнение определенной деятельности, игру; раскрывает детям сущность полярных понятий «добро» и «зло», рассказывает детям о том, как можно дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике.
2 этап «Планирование»
• Педагоги ставят перед детьми проблему, как лучше рассказать своим друзьям о том, что знают и узнают дети о добре, любви, дружбе, бережном отношении к своим близким людям, животным, окружающей нас природе, о том, как сделать мир вокруг добрее.
• Выбор тем детско-родительских проектов.
• Обсуждение вариантов поиска информации.
• Обсуждение продуктов деятельности, которые дети планируют получить в конце проекта.
3 этап «Поиск информации» - исследовательский этап
Исследовательский этап включал в себя интеграцию образовательных областей: «познание», «социализация», «коммуникация», «чтение художественной литературы», «художественное творчество».
4 этап «Продукты детской деятельности»
Изготовление плакатов, рукописных книг, фотоальбомов, детских иллюстрированных книг, буклеты и т. д.
5 этап «Презентация проекта»
Представление резльтатов проекта в виде детско-родительских проектов, детских иллюстрированных книг, буклетов, фотоальбомов, продуктов творчества (поделок и рисунков по мотивам прочитанного изготовленных на занятиях по ИЗО, лепке, бумагопластике, флористике). Организация выставки поделок и рисунков в группах. Инсценировка сказок силами детей старшей и подготовительной групп и выступление перед детьми средней и младшей групп нашего детского сада.