Елена Берюхова
Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности дошкольников в проектной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
"Развитие познавательной активности дошкольников
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие познавательной активности дошкольников в проектной деятельности“» размещена в разделах
На современном этапе образование определяется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Переориентация образования на личностные ценности требует от педагога такой деятельности, которая будет направлена на развитие индивидуальности и уникальности каждого ребенка, что предполагает, прежде всего, развитие познавательной активности и раскрытие его творческого потенциала.
В связи с этим возникает необходимость выбирать более эффективные методы воспитания и обучения, дающие детям не исчерпывающую сумму знаний, а ключ к познанию действительности.
Поэтому основным структурным компонентом познавательного развития дошкольника становится проблемность, которая обеспечивает постоянную открытость ребёнка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, а одним из наиболее эффективных способов организации педагогического процесса – метод проектов.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат.
В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Метод проектной деятельности целесообразнее использовать в работе со старшими дошкольниками, т. к. в этом возрасте дети отличаются более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке и стремлению к совместной деятельности.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития :
• Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
• Развитие познавательных способностей;
• Развитие творческого воображения;
• Развитие творческого мышления;
• Развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем возрасте – это:
• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
• активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
• формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это :
• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной цели, с использованием различных вариантов;
• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
В настоящее время проекты классифицируются :
по составу участников;
по целевой установке;
по тематике;
по срокам реализации.
Классификация проектов по составу участников подразумевает, что образовательное проектирование может осуществляться одним и трё х способов:
• разработка проектов педагогами,
• разработка проектов совместно с детьми;
• разработка проектов детьми, педагогами и родителями.
В практике современных ДОУ используются следующие типы проектов (по целевой установке) :
• исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде альбомов, журналов наблюдений, драматизации;
• ролево-игровые: (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы)
информационно-практико-ориентированные : дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление группы, организация выставки, мини – музея, составление буклетов на значимую тему и др.);
• творческие: (оформление результата в виде детского праздника, спектакля)
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты.
Значимы и другие виды проектов :
• комплексные
• межгрупповые
• групповые
• проекты в рамках сотрудничества (с библиотекой, художественной школой)
По срокам реализации проекты подразделяются на :
краткосрочные (одно или несколько занятий,
средней продолжительности (один - несколько месяцев,
долгосрочные (на учебный год).
Длительность конкретного проекта находится в прямой зависимости от решаемых задач и от учёта психофизиологических особенностей детей (так как у детей, например, 2-ой младшей группы, преобладает чувственное восприятие, то и предлагаемые им проекты – краткосрочные).
Основные этапы проектирования :
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели :
• К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
• В каких источниках можно найти информацию;
• Какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
• С какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов.
Работа над проектом включает деятельность педагога и детей.
Проектная деятельность предполагает практический выход, т. е. итог работы. Педагоги проводят ее в форме:
• презентации;
• создание тематических альбомов;
• организации праздников и развлечений;
• выставка рисунков, поделок;
• организация игр-драматизаций, театральных постановок;
• оформление мини-музеев;
• выпуск стенгазет, буклетов, памяток;
• игры-импровизации с педагогами и родителями;
• организация пресс-конференций с родителями и педагогами.
Таким образом, образовательное проектирование в дошкольном учреждении используется как педагогическая технология, направленная на развитие познавательной и социальной сферы детей.
Литература:
1. Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении : Методическое пособие. - М. : АРКТИ, 2010
2. Киселёва Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения - М. : АРКТИ, 2005