Лариса Ремнева
Консультация для воспитателей «Социальное партнерство в создании здоровьесберегающего пространства для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Здоровье детей – это главное достижение нации, критерий духовного, политического социально-экономического развития общества».
Она регламентируется и обеспечивается такими нормативными документами:
Конвенция о правах ребенка.
Конституция Российской федерации.
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»
Закона РФ «Об образовании», ст. 51. «Охрана здоровья обучающихся, воспитанников»
Публикация «Консультация для воспитателей „Социальное партнерство в создании здоровьесберегающего пространства для дошкольников“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении ФГОС ДО» п. 1.6, п. 2.6.
Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов, из которых самый главный – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека. Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям здорового образа жизни, ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению.
В Концепции социального развития детей дошкольного возраста перед образовательными учреждениями ставится триединая цель:
1) «воспитывать культурного человека;
2) свободного гражданина
3) творческую индивидуальность».
Реализация этой цели направлена на решение следующих задач:
воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;
развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений;
становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.
Актуальность и значимость поставленных обществом задач позволяет сделать вывод, что физическое и социально-личностное развитие ребенка являются одними из ведущих направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений разного уровня.
Педагоги дошкольного образования охватывают тот период, когда закладываются основные здорового образа жизни, формируются культурно-гигиенические навыки ребенка. Одной из важнейших задач Стандарта на современном этапе становится охрана и сохранение физического и психического здоровья воспитанников. Человек будущего должен быть здоровым и физически развитым созидателем, с активным творческим началом.
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
В дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Для детского сада в условиях внедрения ФГОС ДО очень важно привлекать к процессу воспитания все дополнительные образовательные ресурсы, имеющиеся резервы. Одним из таких резервов является институт социального партнерства, чьи возможности для решения задач социализации подрастающего поколения еще не до конца осознаются и используются образовательными учреждениями.
Социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам.
В дошкольном возрасте происходит становление базовых характеристик личности: самооценки, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми. В условиях недостаточно благоприятной социальной среды, ограниченности контактов у ребенка этот процесс затруднен. Дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, из «закрытой», необходимо перейти на новый уровень взаимодействия со средой (социумом, выйти за пределы территориальной ограниченности своего учреждения, стать «открытой системой».
Oткpытoe дошкольное учреждение – это, прежде всего, «окно в мир»; оно открыто для межличностного и группового общения как для детей, так и для взрослых. Такое дошкольное образовательное учреждение расширяет и укрепляет взаимосвязи с жизнью, социокультурной средой, институтами воспитания, культуры, семьей, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями, местными структурами власти.
Цель деятельности дошкольного образовательного учреждения в микросоциуме состоит в том, чтобы способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества и государства, содействовать развитию и формированию социальных навыков у детей, укреплению их здоровья и благополучия.
Социальный партнер Мероприятия по здоровьесбережению детей. Ожидаемый продукт деятельности Социальный эффект
Отдел образования муниципального района Повышение квалификации педагогов (по здровьесбережению) Проекты
Презентации Внедрение инновационных форм и методов в работу педагогов
Детская поликлиника Профилактические осмотры,
противоэпидемические мероприятия, «Встречи с интересным человеком» (врач) Медицинские рекомендации, карты Снижение числа пропусков детьми по болезни
Дошкольные учреждения района Проведение методических объединений, консультации, обмен опытом Банк педагогического опыта Повышение профессиональной компетенции педагогов
КСОШ № 1,2 Посещение уроков и занятий, семинары, консультации для воспитателей и родителей, экскурсии, Дни открытых дверей совместные спортивные праздники, посещение школьных постановок, выставок. Конспекты совместных мероприятий Формирование у дошкольников мотивационной готовности к обучению в школе. Снижение порога тревожности при поступлении в
1-ый класс.
Формирование ЗОЖ.
Дом культуры Концерты, выставки, праздники Выставки рисунков Обогащение социально-эмоциональной сферы детей
Детская библиотека Экскурсии, беседы, литературные встречи, познавательные викторины, посещение праздников, выставок, участие в конкурсах Выставки рисунков, детские рукописные книги Обогащение познавательной сферы детей
Районный краеведческий музей
Экскурсии, игры-занятия, выездные представления в детском саду, совместная организация выставок, конкурсов, театрализованные представления Поделки, изготовленные под руководством педагогов ДОУ Обогащение социально-эмоциональной сферы детей.
Формирование навыков продуктивной деятельности
Дом детского творчества Экскурсии, участие в выставках, смотрах и конкурсах Поделки, изготовленные под руководством педагогов ДОУ Обогащение социально-эмоциональной сферы детей.
Формирование навыков продуктивной деятельности
Районная газета Публикация о проведённых мероприятиях, интересных событиях в жизни детского сада Статьи Трансляция педагогического опыта
ГИБДД Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма,
Конкурсы,
организационно-массовые мероприятия Выставки, конкурсы детских работ.
Оказание методической помощи по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Проведение консультаций и обучающих семинаров. Снижение возможности опасных ситуаций на улице, которые могут привести к травмам детей.
Соблюдение детьми правил дорожного движения.
Пожарная часть Профилактика пожарной безопасности,
конкурсы,
организационно-массовые мероприятия Выставки, конкурсы детских работ.
Оказание методической помощи по профилактике пожарной безопасности.
Проведение консультаций и обучающих семинаров. Соблюдение детьми правил пожарной безопасности.
Детская спортивная школа Организационно-массовые мероприятия Оказание финансовой помощи на приобретение спортивного оборудования Улучшение двигательных навыков детей
Организация социокультурной связи между детским садом и этими учреждениями позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышать качество образовательных услуг и уровень реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Отделом образования администрации
• Участие в районных и областных мероприятиях;
• Участие в муниципальных конкурсах, семинарах, конференциях, форумах;
• Участие в работе экспертной комиссии конкурсов районного МО педагогов ДОУ;
• Участие в работе районного методического объединения педагогов ДОУ;
• Организация аттестации педагогических работников;
• Обобщение опыта работы педагогов;
• Предоставление информации;
• Участие в культурно-массовых, спортивных мероприятиях;
• Выполнение муниципального задания по воспитанию, образованию, оздоровлению дошкольников.
Взаимодействие с медицинским учреждением
Цель: Создание единого образовательно-оздоровительного пространства ДОУ с медицинскими учреждениями.
Задачи:
1. Объединить усилия сотрудников, родителей и медицинского учреждения для эффективной организации профилактики и оздоровительной работы.
2. Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий.
3. Способствовать осознанному пониманию и отношению к своему здоровью всех участников образовательного процесса.
Основные направления
• Оздоровительное;
• Валеологическое, санитарно-просветительское;
• Физическое;
• Психоэмоциональное благополучие.
Организация работы по преемственности с КСОШ № 1,2
Цель: Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования)
Задачи:
1. Установление партнерских взаимоотношений детского сада и школы.
2. Создание преемственности образовательных систем, способствующих позитивному отношению дошкольников к своей будущей социальной роли – ученик.
3. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей посредством педагогического взаимодействия.
Мероприятия:
1. Семинары
2. Взаимопосещения уроков и НОД педагогов;
3. Участие в конкурсах школы и ДУ;
4. Участие детей в спортивных играх;
5. Целевые экскурсии в школу;
6. Семинары-практикумы (круглый стол) по обмену опытом.
7. Совместные заседания психологов д\с и школы, воспитателей подготовительной к школе группы;
8. Прогулки-походы
Основные направления:
• информационное;
• методическое;
• практическое.
«Дом детского творчества»
Задачи:
1. Способствовать созданию образовательной системы ДОУ с учреждениями дополнительного образования для развития творческого потенциала и познавательной активности участников образовательного процесса.
2. Создание условий для развития художественно-эстетических способностей дошкольников, самореализации их личности, формирование познавательных интересов и навыков ЗОЖ.
3. Совершенствование форм взаимодействия с учреждениями дополнительно образования для расширения социально – образовательной системы ДОУ.
Основные направления:
• Художественно-эстетическое;
• литературное;
• физическое;
• информационно – педагогическое.
•
Районная детская библиотека,
«Дом культуры»
«Районный краеведческий музей»
Цель: Формирование целостной социокультурной системы взаимодействия ДОУ с учреждениями культуры
Задачи:
1. Расширять творческое взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы.
2. Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей в системе «ребенок-педагог-родитель».
3. Способствовать развитию духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса.
4. Способствовать созданию благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Основные направления:
• эстетическое;
• духовно-нравственное;
• художественно-творческое;
• культурно-просветительское.
Взаимодействие с Районной детской библиотекой
Для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации и формирования основ ЗОЖ, освоения им общечеловеческих ценностей, формирования личностной культуры необходимо установить тесную связь с детской библиотекой. Данное учреждение в своем пространстве совмещает различные временные связи, нравственные, художественные и эстетические и здоровьесберегающие ценности. Тесное взаимодействие в работе библиотеки и дошкольным учреждением приводит к эффективному педагогическому результату. Для повышения интереса к чтению и ознакомлению с художественным творчеством с детьми в течение учебного года необходимо посещать в библиотеке выставки, тематические вечера, экскурсии, литературные викторины, посвященные творчеству русских писателей и поэтов. Эти встречи помогут открывать в ребенке творческие способности и формируют привычки ЗОЖ.
Взаимодействие с «Домом культуры»
В Дом культуры планировать и посещать для детей праздники, посвящённые
Дню защиты детей, тематические выставки, участие в конкурсах «Веселые нотки»и др.
Взаимодействие с районным краеведческим музеем
Посещение запланированных мероприятий,экскурсии. на мероприятия.
Взаимодействие с ГИБДД
Цель: установить сотрудничество с окружающим социумом с целью профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Мероприятия:
1. Участие в районных конкурсах
2. Приглашение инспектора ГИБДД для беседы с родителями на общем родительском собрании
3. Проведение занятий инспектором ГИБДД
4. Участие в праздниках по ПДД «зеленый, желтый, красный»
Современная система образования претерпела целый ряд изменений, выражающихся в пересмотре требований к содержанию образовательного процесса, применении новых педагогических инноваций и технологий, в том числе и здоровьесберегающих. Это требует от педагогов – дошкольников широты эрудиции, мобильности и активности, способности к анализу и самоанализу, готовности к нововведениям.