Инна Шувалова
Организация здоровьесберегающего пространства в ДОО (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Организация здоровьесберегающего пространства в средней группе
СЛАЙД 1
В дошкольном учреждении дети проводят значительную часть времени в тот период жизни, когда происходит их интенсивный рост и развитие, закладываются основы здоровья. Поэтому качество окружающей среды в дошкольном учреждении имеет большое значение. Основа здоровой среды пребывания детей в ДОУ – это прежде всего создание благоприятных гигиенических, педагогических и эстетических условий.
Публикация «Организация здоровьесберегающего пространства в ДОО (из опыта работы)» размещена в разделах
Здоровьесберегающее пространство включает в себя не только организованную среду в группе и ДОУ, но и воспитательно-образовательную работу, проводимую педагогами с детьми.
СЛАЙД 2
Для создания здоровьесберагающего пространства была изучена программа, по которой работает группа, дополнительная литература по здоровьесберегающим технологиям и методические пособия, которые используются в работе.
СЛАЙД 3
В организации здоровьесберегающего пространства большую роль играет оснащение и оборудование музыкально-физкультурного зала, где проводятся ежедневно утренняя гимнастика, которая используется как важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей, постепенно воспитывает у детей привычку к физическим упражнениям. А так же физкультура как основная форма обучения двигательным навыкам и умениям, музыкальные занятия и праздники.
СЛАЙД 4
Групповая комната должна быть свободной для самостоятельной, игровой и двигательной активности детей. В групповой комнате имеется центр двигательной активности (уголок физкультуры, в котором есть различные атрибуты для самостоятельной двигательной активности, для совместных подвижных, малоподвижных игр и развлечений. Разнообразие атрибутов повышает интерес к выполнению различных движений, ведёт к увеличению двигательной активности, что благоприятно влияет на физическое, умственное развитие, на состояние здоровья ребёнка.
СЛАЙД 5
В группе имеются картотеки: Физминутки провожу по мере утомляемости детей, чтобы снять усталось, повысить интерес к НОД, гимнастику для глаз (провожу ежедневно в любое свободное время, а также после просмотра презентаций или мультфильмов)
СЛАЙД 6
Утренняя гимнастика (проводится ежедневно для поднятия эмоционального тонуса детей,артикуляционная гимнастика (проводится ежедневно для развития мышц речевого аппарата и их подвижности)
СЛАЙД 7
Дыхательная гимнастика (проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физминутках и во время гимнастики пробуждения, пальчикова (проводится индивидуально или подгруппой,ежедневно в любое удобное время, а также во время занятия лепкой, рисованием, аппликацией).
СЛАЙД 8
Гимнастика после дневного сна (проводится ежндневно, форма проведения различна: в кроватках, стоя, ходьба по массажной дорожке). картотека подвижных игр (п/и использую как часть физкультурного занятия, а также на прогулке, в группе – игры малой подвижности).
Здоровьесберегающие технологии используются, чтобы поддержать интерес к НОД, снять усталость, поднять эмоциональный настрой и повысить работоспособность.
СЛАЙД 9
Массажная дорожка здоровья применяется с целью восполнения нехватки тактильных ощущений, профилактика плоскостопия, развития чувства равновесия и координации движений, сохранение и укрепление здоровья детей, формирование привычки к зож.
Применение массажёра су-джок используется для благотворного влияния на мелкую моторику пальцев рук, тем самым способствуя развитию речи.
СЛАЙД 10
Приобретены и изготовлены игры на развитие мелкой моторики. Например, это пазлы, шнуровка, мозаика.
СЛАЙД 11
В организации здоровьесберегающего пространства важную роль играет прогулка, которая проходит на закреплённом за группой участке, где имеется необходимое оборудование для самостоятельной деятельности детей, кладовка, где хранится выносной материал, а так же веранда для прогулки в ненастную погоду. Прогулка имеет оздоровительное значение. Во время пребывания на воздухе лёгкие очищаются от аллергенов и пыли. Прогулка способствует повышению организма к выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Наконец прогулка – это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях, чтобы удовлетворить свои потребности в движении.
СЛАЙД 12
Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. В приобщении детей к ЗОЖ важное значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены: мыть руки перед едой. Для этого существуют умывальные комнаты, в которых представлено достаточное количество раковин, на каждой из которых лежит мыло, имеются полотенца, которые размещаются на вешалке с учётом роста детей. Организация питания не менее важное здоровьесберегающее пространство. Обучение детей культурно есть, правильно сидеть за столом, пользоваться приборами для еды, салфеткой и т. д. способствует успешному формированию культурно-гигиенических навыков.
СЛАЙД 13
Проблема безопасной жизнедеятельности стала актуальной в современном мире. Важно научить детей жизненно важным правилам, безопасному образу жизни. Формирование представлений о здоровье и ЗОЖ, овладение средствами сохранения и укрепления своего здоровья, выработка разумного отношения к нему – главная цель формирования валеологических представлений. Для бесед с детьми о здоровье в качестве наглядности используются плакаты, чтение художественной литературы, дидактические игры.
СЛАЙД 14
Активно используется интерактивная доска, которая на мой взгляд обладает рядом преимуществ : предъявление информации на экране вызывает у детей огромный интерес. Это и игры, и просмотр фрагментов мультфильмов помогают стимулировать интерес детей к ЗОЖ, закреплять знания, умения и навыки.
СЛАЙД 15
Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Такие нагрузки отрицательно сказываются на здоровье детей, поэтому важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. Упражнения по релаксации можно выполнять непосредственно перед сном, что обеспечит более глубокое расслабление всех систем организма.
Пример: «Ложитесь поудобнее. Закройте глаза. Дышите спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… Прислушайтесь к своему дыханию…. Дыхание ровное и спокойное…. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть». При этом играет спокойная музыка, классическая, звуки природы…
СЛАЙД 16
Очень важно обучить малышей правилам дорожного движения и правилам поведения на дороге. С этой целью создан уголок ПДД, где знакомят детей с дорожными знаками, светофором, рассматриваются и обыгрываются различные ситуации на дороге, что приводит детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения и правила поведения в общественном транспорте.
СЛАЙД 17
Сюжетно-ролевая игра играет большую роль в организации здоровьесберегающего пространства. В группе имеются атрибуты для с-р игры «Больница». В процессе игры дети используют знания, представления, которые формировались в процессе обучения и воспитания.
СЛАЙД 18
Здоровье детей- это цель, где безусловно сходятся интересы семьи и педагогов.
Для родителей регулярно обновляются информационные стенды, папки-передвижки, демосистемы по сохранению и укреплению здоровья детей, проводятся индивидуальные беседы.
Заключение. Формирование жизнеспособного подрастающего поколения – одна из главных задач развития страны. Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто! Первые шаги к здоровью, стремление к ЗОЖ, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении!