Раиса Колесникова
Консультация для воспитателей «Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ и семье»
▼ Скачать + Заказать документы
План:
1. Вступительное слово о проблеме
2. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно- образовательном процессе
а) основные понятия и термины
б) принципы
в)система мероприятий
г) системы оздоровления
д)технологии
е)литература
Ребёнок, посещающий ДОУ, испытывает влияние двух комплексов микросоциальной среды, создаваемых в семье и в дошкольном учреждении. Эти две формы обеспечения условий развития ребёнка нельзя считать идентичными и противопоставлять друг другу. Каждая микросоциальная среда имеет положительные и отрицательные возможности для воздействия на ребёнка, чтобы обеспечить его полноценное развитие, хорошее настроение и состояние здоровья.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Забота о развитии и здоровье ребёнка начинается по существу с организации здорового образа жизни. ЗОЖ – это и благоприятный эмоциональный климат в группе и в семье,, дружеское, доброжелательное отношение детей и воспитателей, родителей друг к другу и к ребёнку; правильная организация режима, питания, двигательный режим, использование физических упражнений на воздухе, достаточная физическая активность, а также использование нетрадиционных методов оздоровления дошкольников в ДОУ и внедрение этих методик в практику семейного воспитания.
Остановимся на всех этих вопросах подробнее. Здоровый эмоциональный климат – это основа основ. Не бывает отдельно здоровья физического, психического и духовного. В человеческом организме всё тесно взаимосвязано и нет более глубокой ошибки, чем заботится только о физической стороне здоровья детей, не обращая внимания на эмоциональные взаимоотношения в семь, группе, на духовно- нравственные аспекты воспитания ребёнка.
Воспитателям в первую очередь необходимо познакомить родителей с режимом дня, т. к. правильный режим обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребёнка, предохраняет нервную систему от переутомления, создаёт благоприятные условия для физического и психического развития малыша. При составлении режима дня учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, особые его состояния, например период его выздоровления после болезни, период адаптации к дошкольному учреждению, условия жизни дома, время года. Эти вопросы обсуждаются на педагогических советах, для того чтобы правильно построить работу в ДОУ и семьи на укреплении здоровья детей
В адаптационном периоде в каждой группе воспитатели ведут лист здоровья детей группы, который отражает физическое, психическое и эмоциональное состояние детей, а родителям даются рекомендации по интересующим их вопросам.
В годовом плане запланированы вопросы по укреплению здоровья детей, разработана система двигательного режима, которая позволяет в течении всего времени пребывания в дошкольном учреждении максимально обеспечить детей достаточным количеством движений. Воспитатели информируют родителей. В родительских уголках размещены папки-передвижки о влиянии ЗОЖ на рост и развитие детей Специалистами ДОУ проводятся индивидуальные и коллективные консультации, которые помогают родителям разобраться в интересующих их вопросах. Эти вопросы обязательно освещаются на родительских собраниях, что очень помогает при дальнейшем планировании физкультурно- оздоровительной работы.
Рекомендованы к использованию нетрадиционные методы оздоровления :
-точечный массаж
- гимнастика для улучшения осанки
- самомассаж ушных раковин и стоп
-гимнастика для глаз
- йога в детском саду
- остеопатическая гимнастика после сна
- гимнастика маленьких волшебников
- коррекция и предупреждение плоскостопия
С целью комплексного подхода к проблемам внедрения ЗОЖ в практику работы ДОУ разработана система физкультурно-оздоровительнй работы с детьми, система оздоровительных и закаливающих мероприятий, а так же разработаны технологии стимулирования и сохранения здоровья, коррекционные технологии и технологии обучения ЗОЖ. Всё это помогает родителям и детям меньше болеть и оставаться здоровыми.
В каждой группе имеются уголки здоровья, где дети учатся самостоятельно проводить массаж рук. ног, спины между занятиями, после занятий,требующих длительного статического напряжения, самомассаж после сна и по желанию в течении дня.
Родители получают информацию и обучаются различным видам закаливания, его влиянию на организм в предотвращении простудными заболеваниями, гриппом и ОРВИ.
Рекомендуем родителям применять и фитотерапию и аромотерапию (если нет противопоказаний).
Огромную пользу в формировании ЗОЖ приносят совместные физкультурно- оздоровительные мероприятия «Весёлые старты», «Мама, папа и я – здоровая семья»,
«Ловкие, сильные, смелые», «Неделя достижений», «Спорт- этот сила и здоровье» .
С каждым годом всё больше детей страдают таким заболеванием как плоскостопие. Для выявления таких детей в ДОУ 2 раза в год проводится обследование детей. Воспитатели обязательно включают комплекс коррегирующей гимнастики для стоп в занятия, гимнастику после сна, проводят босохождение по нестандартному оборудованию. Даются рекомендации для родителей по применению этих методик в гимнастику дома.
Таким образом практика работы в данном направлении показывает, что эту работу следует проводить систематически и планомерно. Она позволяет установить тесный контакт педагогов, медицинского персонала и родителей. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному примеру взрослых (особенно близких, укладу жизни в семье. Поэтому эту работу необходимо совершенствовать. Активизировать методы пропаганды, вовлекать родителей в активный воспитательно- образовательный процесс, обучать их нетрадиционным методам оздоровления. Только совместными усилиями ДОУ и семьи можно вырастить здоровых детей, укрепить и сохранить здоровье семьи.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ №1»
Семинар-практикум
«Создание здоровьесберегающего пространства»
Разработала: воспитатель
Колесникова Р. Б.
г. Михайловск, 2015г.
Человеческая жизнь и здоровье являются общепризнанной высшей ценностью и должны быть бесспорным приоритетом в решении любых проблем.
Здоровье людей рассматривается современной наукой как комплексный интегральный показатель, отражающий состояние экологических, социально-экономических, физических, духовных и социальных факторов системы жизнеобеспечения и охраны здоровья населения. Тем самым состояние здоровья определяется как показатель зрелости, благополучия и гармонии общества и государства, их способности объединенными усилиями и средствами обеспечить социальную безопасность и социальное развитие, достойную жизнь Человека и семьи, трудоспособность и способность к воспроизводству здоровых поколений. За последнее десятилетие произошло значительное снижение уровня здоровья взрослого и, особенно, детского контингента населения нашей страны. Эта негативная тенденция подтверждена статистическими данными и по Ставропольскому краю.
В условиях современного реформирования общества и образования сложились системные предпосылки для критического ухудшения здоровья воспитанников. Причиной этого является снижение ниже нормальных показателей по социально-бытовым, духовно-нравственным, экологическим, гигиеническим, психологическим, физиологическим и другим условиям существования детей и подростков и населения в целом.
Это становится причиной такого положения дел, когда их здоровье не только недостаточно воспроизводится и восстанавливается, но идет рост различного рода заболеваний. Статистика показывает, что сегодня здоровыми являются около 20% воспитанников. Отмечена тенденция к росту болезней нервной системы и органов чувств, инфекционных и паразитарных заболеваний, травм и отравлений, болезней кожи и подкожной клетчатки. Дети сегодня становятся менее защищенными от наркотиков и алкоголизма, от СМИ, пропагандирующих культ насилия и жестокости, мотивацию на «легкую жизнь» любой ценой. Это в свою очередь является одной из причин роста подростковой преступности, которая по характеру становится все более жестокой.
Отсюда очевидно: общество и вместе с ним образование должны принять мобилизационные меры по спасению здоровья детей, представляющих в своей сущности будущее любого государства, его демографические, трудовые и интеллектуальные ресурсы. В этом смысле сложившиеся угрозы для здоровья детей – реальные угрозы безопасного существования России. Меры предотвращения этих угроз и рисков многообразны и сложны по характеру и способам реализации.
В этой ситуации одним из ключевых вопросов является необходимость изменения подхода к формированию здоровья людей. При этом сравнительно пассивные попытки поддержания имеющегося уровня здоровья должны быть заменены активным подходом к его формированию и совершенствованию; повышению уровня духовно-нравственного, физического, психического здоровья и социального благополучия детей, подростков, молодежи.
Этот переход должен быть связан с изменением отношений людей к своему здоровью, осознанием его уникальной ценности, возможности его активной коррекции, то есть управления процессом формирования здоровья и индивидуального стиля здорового образа жизни.
Здоровье – «динамическое состояние (процесс) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни» (академик В. П. Казначеев).
«Здоровье – это сумма резервных мощностей основных функциональных систем организма человека» (академик А. М. Амосов)
В рамках предлагаемой программы здоровье рассматривается и в более широком контексте, в соответствии с определением ВОЗ: «Под здоровьем понимается состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и дефектов развития. Здоровье – это нормальное состояние, означающее оптимальную саморегуляцию, согласованное взаимодействие его органов, равновесие между функциями и внешней средой».
Образ жизни – совокупность конкретных форм жизнедеятельности людей во всех сферах общественной жизни.
Здоровый образ жизни – способ и организация физической, социальной и духовной жизнедеятельности людей, обеспечивающих их действенное развитие, работоспособность и активное долголетие.
Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение человеком своих социальных обязанностей и профессиональных функций независимо от политических, экономических, социально-психологических ситуаций (Б. Н. Чумаков).
Укрепление здоровья – система индивидуальных и общественных мероприятий, направленных на совершенствование здорового образа жизни человека и социума.
Валеология – «междисциплинарное научное направление, рассматривающее причины здоровья, пути его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности, а также подходы к управлению здоровьем человека» (академик В. П. Казначеев).
Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.
Здоровьесберегающие технологии в образовании – способ организации и последовательных действий в ходе учебно-воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья учеников, особенностей их возрастного, психофизического, духовно-нравственного состояния и развития.
В программе здоровье рассматривается как важнейший резерв жизни, жизнеспособности человека - целостного существа, представляющего единство его физиолого-биологических, социальных, психических и духовно-нравственных основ. Все эти резервы формируются и развиваются в процессе всех видов деятельности людей, в том числе в обучении и воспитании. Тем самым, здоровье, а также здоровьесберегающие технологии правомерно рассматривается и как педагогическая проблема.
Образовательный и культурологический аспекты формирования здоровья и здорового образа жизни детей.
Так к факторам, нарушающим здоровье, детей относятся:
- значительные информационные перегрузки детей (преимущественно вербального характера, обусловленные содержанием базисного учебного плана и образовательных программ;
- чрезмерная интенсификация учебного процесса;
- стрессовые последствия авторитарной педагогики (она все еще существует наряду с педагогикой сотрудничества);
- раннее начало дошкольного систематического обучения;
- несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям обучающихся;
- несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса;
- недостаточная подготовка педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей;
- отсутствие целостной системы формирования здорового образа жизни, положительной мотивации у воспитанников и ценностного отношения к здоровью;
- отсутствие системы и преемственности во взаимодействии учреждений общего и дополнительного образования в вопросах оздоровления детей;
- недостаточное включение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс;
- недостатки в существующей системе физического воспитания;
- нерациональная организация образовательной среды, в том числе ее сенсорная обедненность и т. п. ;
- снижение жизненного уровня в семьях, не позволяющего в целом ряде случаев обеспечить детей необходимыми материальными и духовными условиями для нормальной учебы и развития личности.
Немаловажны также культурологический и нравственный аспекты формирования здоровья детей. По мнению академика В. С. Семенова, «Культура здоровья выражает меру осознания и обладания человеком своими отношениями к самому себе, к обществу, к природе, степень и уровень саморегуляции его сущностных потенций. Культура здоровья, сохранение, воспроизведение здоровья, находятся в прямой зависимости от уровня культуры общества, культуры личности». «Культура – это не только сумма знаний, но и поведение в соответствии со многими принципами».
Учитывая изложенное, именно сегодня необходимо осознать значение культуры и интеграции ее видов для сохранения и укрепления здоровья воспитанников здоровья.
В региональной концепции «Развития, социализации и воспитания личности» (академик Е. В. Шиянов) в качестве центральной проблемы образования рассматривается проблема формирования, воспитания «новой личности» гуманистического общества, сочетающей в себе высокий уровень культуры, образованности, интеллигентности, планетарного сознания, профессиональной компетенции. Эта личность, глубоко владеющая собой, самореализующая».
Необходимо также учитывать, что проблема формирования здоровья неотделима от проблемы социализации личности, так как без крепкого здоровья невозможна реализация основных этапов социализации личности - адаптации, саморазвития, самореализации и, в конечном счете, личностного роста и профессионального самоопределения человека в течение всей жизни.
Кроме того, следует отметить, что такой подход как «здоровьесберегающие технологии в образовании», по сути, предусматривает преимущественно систему мер и приемов профилактики и снижения утомления учащихся и сохранения их здоровья в учебном процессе. В то же время, такие перспективные для разработки и значимые проблемы, как повышение функциональных резервов организмов дошкольников и осознанное самопрограммирование индивидуального стиля здорового образа жизни и др. в этом подходе почти не затрагивается.
Для формирования здоровья современных детей и подростков принципиально важным является вопрос индивидуально-дифференцированного подхода к обучению, воспитанию, развитию детей. Это обусловлено большими различиями в психофизическом здоровье, развитии социальной зрелости при одном паспортном возрасте детей и необходимостью учета интересов, наклонностей, способностей, уровня подготовленности детей к школе.