Татьяна Зборовская
Доклад по обеспечению методического сопровождения реализации ФГОС ДО«Социальное партнерство ДОУ и окружающего сообщества»
▼ Скачать + Заказать документы
Социальное партнерство ДОУ и окружающего сообщества
«Когда в товарищах согласья нет,
на лад их дело не пойдет…»
И. А. Крылов
Сейчас как никогда важно помнить о влиянии дошкольной организации на воспитание ребенка, о ее возможностях организовать качественное развитие и образование детей без ущерба для их здоровья. Не уменьшая значимости общественных институтов воспитания, надо признать, что человечество не создало другого звена в воспитательной системе, которое по силе эмоционально-нравственного воздействия, на растущего человека соответствовало бы семейному воспитанию.
Публикация «Доклад по обеспечению методического сопровождения реализации ФГОС до „Социальное партнерство ДОУ и окружающего сообщества“» размещена в разделах
Развитие социальных связей дошкольного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни. Одновременно этот процесс способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Что в конечном итоге ведет к повышению качества дошкольного образования. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях.
В сотрудничестве с социальными партнёрами мы обогащаем знания, умения детей в различных видах спорта, искусства, художественного творчества, учим делать правильный выбор по интересам, развиваем личностные качества.
Цель и задачи, решаемые в процессе сотрудничества ДОУ с социальным окружением многогранны, интегративны. Их можно рассматривать с различных позиций: с точки зрения реализации образовательных областей, с точки зрения контингента участников и т. п.
В целом, цель и задачи можно определить так:
Цель:
Создание системы взаимосотрудничества ДОУ с социальными институтами для обеспечения благоприятных условий всестороннего развития детей дошкольного возраста, их способностей и творческого потенциала.
Задачи:
1. установить партнёрские отношения с сообществом для поддержания благоприятного (как для детей, так и сообщества) общественного окружения;
2. развивать у всех участников образовательного процесса коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации;
3. стимулировать развитие активной гражданской позиции сопричастности к судьбе детского сада, малой родины;
4. формировать положительный имидж дошкольного образовательного учреждения в социуме.
Наш детский сад имеет многолетний опыт социального партнерства с различными организациями и учреждениями социума. Для расширения социокультурного пространства и успешной социализации дошкольников активно строится взаимодействие с учреждениями образования, культуры и учреждениями силовых структур.
Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах:
- добровольность, равноправие сторон, уважение интересов друг - друга, соблюдение законов и иных нормативных актов.
Пожарная часть
Наш детский сад тесно сотрудничает с Пожарной частью № 2. Детям представляется возможность ознакомиться с пожарно-техническим вооружением, больше узнать о специфике профессии пожарного, о качествах, которыми он должен обладать.
Во время посещений пожарной части дети знакомятся с отличительными особенностями пожарной машины и правилами поведения во время пожара. Особое впечатление на ребят производит посещение гаража и пульта пожарной охраны. Ребята могут увидеть пожарную технику и оборудование для тушения пожаров. У детей есть возможность не только увидеть машины, но и посидеть внутри кабины.
Целью таких экскурсий является: продолжение знакомства детей с профессией пожарного, формирование у детей основ пожарной безопасности и навыков осознанного, безопасного поведения.
Воинская часть
Для своих воспитанников мы организуем выезды в воинские части. Ребята всегда с нетерпением ждут такие поездки. Они с большим интересом знакомятся с помещениями казармы, рассматривают оружие, активно участвуют в беседах с солдатами и офицерами.
Бойцы воинской части охотно посещают наш детский сад и с удовольствием общаются с ребятами.
Во время посещения вертолётной части у ребят была возможность вблизи рассмотреть военные самолёты и вертолёты, а также побывать внутри военных вертолётов и посидеть в кабине пилотов.
Подобное сотрудничество расширяет возможность знакомства детей с историей Вооруженных сил, разными родами войск, военными профессиями и особенностями воинской службы.
Целью данных экскурсий является: воспитание у детей патриотизма и чувства гордости за своё Отечество.
Вечный огонь (целевая прогулка)
Накануне празднования «ДНЯ ПОБЕДЫ» традицией стало посещение детьми старшего дошкольного возраста мемориала «Вечный огонь» на площади Славы. Дети имеют возможность в живую пообщаться с ветеранами из общественной организации «Клуб Ветеранов».
Целью данных встреч является: воспитание у детей патриотических чувств, гражданского самосознания и уважения к ветеранам ВОВ.
Музеи г. Хабаровска
«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».
Педагогами ДОУ проводится работа по ознакомлению детей с историей своего города, края, историческими событиями страны. В этом направлении нам помогает партнёрство с различными музеями города Хабаровска.
Мы посещаем Краевой музей им. Н. И. Гродекова, музей археологии, музей истории г. Хабаровска, Военно-исторический музей Краснознамённого Дальневосточного округа.
Совместная воспитательно - образовательная работа с музеями города осуществляется через: выездные экскурсии и музейные уроки.
В музеи Археологии
Дети посетили мастер-класс «Первобытный гончар» (дети не только расширили свои знания о жизни и быте древних людей, смогли увидеть разнообразие берестяной и глиняной посуды, но и сами поработали с глиной и сделали глиняную посуду, музейные театрализованные занятия «Жизнь с огнём» (ребятам рассказали и показали как древние люди добывали огонь и какие обязанности были у детей в древнем обществе, «Магия первобытного очага» (особенности быта людей в прошлом, «Путь ушельцев» (особенности жизни и быта древних людей на Дальневосточной земле).
В Краевом музеи им. Н. И. Гродекова
Мы посетили цикл музейных занятий, на которых ребята расширили свои знания о природе родного края, животном и растительном мире Дальнего Востока:
- «Природа края» (растительный и животный мир);
- «Как звери в лесу живут» (сезонные изменения в поведении животных);
- «Птичьи хлопоты» (блок занятий знакомит с птицами Хабаровского края);
- «Доисторические животные» (динозавры и мамонты, обитавшие на Дальнем востоке).
Музейные занятия из цикла «СЛАВЯНСКИЙ МИР» — цикл занятий по истории и культуре родного края:
- «В гости к тетушке Арине» (знакомство с крестьянским подворьем).
- «Что нам стоит дом построить» (крестьянский дом, традиции его строительства, строительство макета дома).
-«Тайна бабушкиного сундука» (одежда славян мужская, женская, головные уборы, обувь, орнаменты, оберег).
Музейные занятия из цикла НАРОДЫ ПРИАМУРЬЯ — цикл занятий по истории и культуре жизни коренных народов Приамурья
- «В гости к народам Приамурья» (жилище и традиционная трудовая деятельность)
Музей истории г. Хабаровска
Дети посещали музейные занятия:
- «Здравствуй, музей»;
- «Красный, жёлтый, зелёный»;
- «От Хабаровки до Хабаровска».
Целью таких экскурсий и занятий является: ознакомление детей с историей и современным обликом г. Хабаровска, традициями и культурой жителей г. Хабаровска
Обзорная экскурсия
Составить целостное представление о своём родном городе, пробудить познавательный интерес, расширить знания о своей малой родине, традициях и культуре своего народа нашим воспитанникам помогают обзорные экскурсии по городу Хабаровску, которые организуют для нас агентство внутреннего туризма «ДВ Каникулы».
Детская железная дорога
Живой интерес вызывает у детей экскурсия на Малой детскую железную дорогу. Ребята с интересом рассматривают локомотив, вагоны, форму юных железнодорожников, активно вступают в диалог, интересуются, как и в каком возрасте можно прийти учится на Малой детскую железную дорогу.
Целью данной тематической экскурсии является: ранняя профориентация, ознакомление детей с Малой детской железной дорогой.
Институт Культуры
Одним из направлений всестороннего развития личности ребёнка является художественно-эстетическое воспитание подрастающего поколения, реализация творческих музыкальных и танцевальных способностей детей. В этом направлении наш детский сад сотрудничает с Хабаровским Государственным Институтом Искусств и Культуры.
Целью взаимодействия является реализация музыкальных творческих способностей детей, ранняя профориентация и положительная мотивация к продолжению своего творчества, посредствам концертно-исполнительской деятельности.
Муниципальное бюджетное учреждение образования
Детская музыкальная школа №1 г. Хабаровска
Эстетическое воспитание – это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное.
Музыка для ребенка – мир радостных переживаний.
Взаимосотрудничество с Детской музыкальной школой № 1 г. Хабаровска помогает нам развивать интерес к музыке, знакомить наших воспитанников с разнообразием музыкальных инструментов, особенностями игры на них и приобщать ребят к музыкальной культуре.
После этой экскурсии многие дети захотели учиться в музыкальной школе, родители обращались к педагогам с вопросами - когда и как происходит набор в школу.
Школа № 12
На сегодняшний день проблема сохранения единого образовательного пространства является актуальной для современного дошкольного образования, поскольку, с одной стороны, необходимо учитывать цели и содержание дошкольного образования на соответствующих возрастных этапах развития ребенка. А с другой – потребностью в качественной его подготовке к школе на основе единых требований к работе детского сада и школы.
В этом направлении мы тесно сотрудничаем с общеобразовательной школой № 12.
Наше партнёрство помогает сделать переход детей более мягким, дает им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям; формирует у детей положительное отношение к школе.
Согласно плана взаимодействия ДОУ с МБОУ СОШ № 12, не только мы с детьми приходим в общеобразовательную школу, но и учителя начальных классов с удовольствием посещают открытые мероприятия детского сада. А в летний-оздоровительный период учащиеся и педагоги проводят разнообразные познавательные и развлекательные программы.
Работая в таких условиях, мы создаём возможность расширять воспитательную и культурно-образовательную среду, получая определенные социальные эффекты.
Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Внешние связи и взаимоотношения в нашем детском саду строятся с учетом интересов детей, родителей и педагогов.
Таким образом, «социальное партнерство», предполагает активное участие всех участников образовательного процесса: администрации, педагогов, детей, родителей, специалистов учреждений образования, культуры, здравоохранения и силовых структур.
Но организующая и координирующая роль в проектировании и осуществлении взаимодействия социальных партнеров принадлежит педагогам дошкольного учреждения.