Людмила Ивановна Кондратьева
«Социальное партнерство как ресурс формирования гармоничной личности дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Современное дошкольное образование ставит перед собой цель: воспитание гармонично развитой личности ребенка. Совершенствуются стандарты дошкольного образования, меняются программы, появляются инновационные формы и технологии работы с детьми. Для того, чтобы решать поставленные перед ДОУ задачи, детский сад должен быть открытой социально-педагогической системой. Оно открыто для межличностного и группового общения как детей, так и взрослых. Такое учреждение выстраивает тесное взаимодействие с различными организациями, учреждениями. Социальное партнерство следует рассматривать как взаимовыгодное сотрудничество разных сфер современного общества. Таким образом, установление связей детского учреждения с социумом можно рассматривать как путь повышения качеств дошкольного образования.
Публикация «„Социальное партнерство как ресурс формирования гармоничной личности дошкольника“» размещена в разделах
В Концепции социального развития детей дошкольного возраста перед образовательными учреждениями ставится триединая цель:
1. воспитывать культурного человека (субъекта культуры) ;
2. свободного гражданина (субъекта истории, общества)
3. творческую индивидуальность (субъекта деятельности, саморазвития) .
Реализация этой цели направлена на решение следующих задач:
-воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;
- развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
- развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений;
- становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.
Социальное партнерство в образовании – это совместная, коллективная, распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в ситуативных, специально планируемых в рамках социального партнерства акциях.
Модель социального партнерства мы выстраиваем в нескольких направлениях:
-взаимодействие с семьями воспитанников
-взаимодействие с образовательными учреждениями
-взаимодействие с учреждениями культуры
-взаимодействие с местными органами самоуправления
-взаимодействия с учреждениями здравоохранения.
Разрабатывая план мероприятий по взаимодействию мы ориентируемся на задачи образовательной программы нашего детского сада: полноценное развитие ребенка, создание равных условий воспитания и благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; сохранение и укрепление здоровья воспитанников; формирование основ базовой культуры личности, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность; развитие способностей и компетенций в различных областях.
Основными принципами взаимодействия с социальным окружением являются установление интересов каждого партнера, единство целей и задач, равноправие участников.
Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития необходимо взаимодействие семьи и ДОУ. В ДОУ ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность.
Основная особенность семейного воспитания – эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение.
Взаимодействие с семьей – важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения – системообразующее ядро каждой образовательной программы. Поэтому необходимы взаимодействие и преемственность между ДОУ и семьей. Для эффективного взаимодействия с семьей недостаточно одного желания сотрудничать.
Задача детского сада – оказать педагогическую помощь семье, осуществлять единый подход в воспитании ребенка, создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса.
Основополагающим моментом в работе с семьями является изучение через анкетирование, опрос с с целью определения их социального статуса. Важно вовлечь родителей в процесс воспитания и развития детей, что бы они стали активными его участниками, а не пассивными слушателями.
С этой целью наш детский сад использует разнообразные формы работы с семьей.
Наиболее эффективными формами сотрудничества с родителями стали родительские собрания: например : "Вот и стали мы на год взрослее", где были раскрыты возрастные особенности детей, способы развития у них коммуникативных качеств. Родительское собрание "В каждой семье своя традиция", родители узнали о культурных традициях каждой семьи.
Систематически проводится анкетирование родителей:
"Знаете ли Вы своего ребенка?", "Какие Вы родители?", "Влияние семейной атмосферы на развитие ребенка. " Позволило получить информацию о тех проблемах, с которыми родители сталкиваются в повседневной жизни, выявить их желания и надежды относительно будущего ребенка.
Интересной формой налаживания доверительных отношений и взаимопонимания ДОУ с семьей являются выставки совместного творчества детей и родителей на различные темы.
Проведение таких выставок как:"Мастерская Деда Мороза", фотовыставка "Наши прадедушки", посвященная 70 годовщине Великой Победы, "Мамочки наши любимые", "Наши замечательные папы" стало стимулом развития эстетических чувств наших воспитанников, патриотического воспитания, стимулом к совместной деятельности детей и родителей.
Важным звеном в системе совместной работы детского сада и семьи является приобщение родителей к непосредственному участию в работе детского сада: организация праздников и развлечений: "Пасха", 8 марта, Новый год, 23 февраля и другие.
Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители получают через наглядно-информационный материал : стенды, папки-передвижки, буклеты и другое.
Использование разнообразных форм работы с семьей позволило пробудить чувство расположения и доверия родителей к детскому саду.
Целью создания взаимовыгодного социального партнерства для МБДОУ детского сада "Березка" является функционирование учреждения в режиме открытого образовательного пространства, обеспечивающего полноценную реализацию интересов личности, общества, государства в воспитании подрастающего поколения.
Взаимодействие с социумом включает в себя работу детской поселенческой библиотекой, краеведческим музеем, с государственным заповедником "Воронинский", домом детского творчества "Радуга", МБОУ "Инжавинская СОШ", другими учреждениями образования и культуры.
Сотрудничество с каждым учреждением строится на доверительной основе с определением задач по развитию ребенка и конкретной деятельности.
Дети с удовольствием посещают Дом культуры, где могут посмотреть постановки кукольного театра. Экскурсии в библиотеку радуют детей познавательными викторинами, выставками художественной литературы. Ребята узнают много нового о книгах, писателях, участвуют в конкурсах "Книжкин дом", праздниках и развлечениях: "город добра", "Путешествие в страну "загадайку".
Всегда доброжелательны и приветливы работники краеведческого музея, которые знакомят наших воспитанников с историей родного края. Ребята с замиранием сердца рассматривают старинные предметы, узнают о быте людей прошлых времен.
Для развития познавательной активности, воспитания гражданско-патриотических чувств и социализации детей наш детский сад активно сотрудничает с Государственным природным заповедником "Воронинский". Дети ежегодно принимают участие в акции "Укрась живую елку", конкурсе "Наши добрые руки природе", "Покормите птиц зимой " и др.
С детьми нашего детского сада педагоги Дома детского творчества "Радуга" проводят интересные и занимательные занятия: кружок "Оригами", "Юный конструктор".
Таким образом, современное дошкольное образовательное учреждение не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. Именно сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами позволяет выстраивать единое информационно-образовательное пространство, которое является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире.
Опыт работы нашего детского сада с учреждениями социума показывает, что активная позиция дошкольного учреждения влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает учебно-воспитательный процесс более эффективным, открытым и полным.
Социальное партнерство строится с учетом интересов детей, родителей и педагогов.