Юлия Мастихина
Социальное партнерство как способ взаимодействия семьи и детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы «Социальное партнерство как способ взаимодействия семьи и детского сада» по поиску инновационных прогрессивных форм работы с целью создания условий роста психолого-педагогической культуры родителей как активных участников образовательного процесса формировался на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №70».
Публикация «Социальное партнерство как способ взаимодействия семьи и детского сада» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2016
Научно-методологической основой моих разработок является программа «Содружество: воспитание ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия семьи и детского сада», опубликованная в сборнике «Содружество детей и взрослых: методический комплекс для детского сада» под редакцией Н. В. Микляевой, Н. Ф. Лагутиной.
Главная цель трансляции моего опыта – поделиться с воспитателями идеями проведения интересных и содержательных мероприятий: материал легко использовать творчески: дополнять, привлекать родителей к обсуждению проблемы, приглашать различных специалистов.
Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ставит перед специалистами не только задачу взаимодействия с родителями, но непосредственное их вовлечение в образовательную деятельность. Мы стараемся наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и искать новые, современные формы сотрудничества с родителями.
В основе взаимодействия семьи и детского сада лежит сотрудничество, инициаторами которого должны выступать мы – педагоги. Поскольку мы профессионально подготовлены к образовательной работе, успешность которой зависит от согласованности и преемственности системы семейных и общественных ценностей.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
Активное родительское собрание и экспертно-аналитическая функция родителей предусматривает показ занятий бесед, мастер-классы, деловую игру, обсуждение, обмен впечатлениями, выработку общих ценностных установок.
Эффективно организованное взаимодействие с родителями на собрании как один из методов развития игровой деятельности дает возможность:
значительно повысить самостоятельную игровую деятельность детей;
развить игровые умения и навыки, воображение;
общение взрослых и детей в форме игры позволяет ненавязчиво привлечь внимание детей к здоровому образу жизни, рассказать о пользе здорового питания.
В связи с этим мною было разработано родительское собрание по формированию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к питанию. Родителям предложили стать гостями импровизированного кафе, все блюда для кафе были заранее приготовлены родителями. Условие - полезность блюда и эстетика оформления. Роли работников кафе исполняли дети группы и воспитатели.
Привлечь родителей к обсуждению вопросов патриотического воспитания дошкольников, раскрыть сущность и значение работы родителей и педагогов по патриотическому воспитанию детей позволила мне такая форма проведения собрания, как дискуссионный клуб. В процессе совместной дискуссии выявили основные направления деятельности по воспитанию нравственных ценностей, определили методы и формы взаимодействия с детьми, наметили план совместных мероприятий на ближайшее время. Залогом успеха проведение родительского собрания я считаю:
продуманный план проведения мероприятия;
удачно организованное пространство;
учет индивидуальных образовательных потребностей семей;
установление доверительных отношений, отсутствие назидательного тона;
использование аудио и видеозаписей, присутствие символики в оформлении столов.
Для проведения итогового родительского собрания была выбрана такая форма взаимодействия как мастер-класс для детей и родителей. Обучение приемам изготовления народной тряпичной куклы проводила родительница, которая в совершенстве владеет мастерством изготовления мягких игрушек и проявила свое желание поделиться своими знаниями с другими родителями. Воспитатели подготовили выставку народных игрушек, рассказали детям и родителям о традициях изготовления тряпичных кукол на Руси. В процессе изготовления рукотворной куклы совершенствовались навыки деятельного общения детей и родителей. Родители получили знания о методах и приемах воспитания у детей уважение к традициям своего народа.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Проектная деятельность с активным участием родителей дает возможность творческого проявления каждому из участников проектов – ребенку, родителям, педагогу. Это та форма работы с семьей, где наиболее ощутим результат, работа над проектом приносит чувство удовлетворения и радости, создает ситуацию совместного творчества.
Считаю своей педагогической находкой прошедший в нашей группе краткосрочный проект «Что такое Новый год?». В преддверии Нового года и длительных новогодних каникул всем семьям было предложено стать участниками проекта. Главным мотивом, побудившим меня создать такой проект, было желание нацелить родителей на полезное, познавательное, продуктивное проведение свободного времени в семье со своими детьми, направленное на передачу семейных ценностей и стереотипов поведения.
В рамках проекта"Папа может все что угодно" в группе был объявлен конкурс для пап на лучшую поделку на выставку «Что нам стоит дом построить». Целью мероприятия был поиск эффективных форм передачи детям опыта и знаний отцов, организация совместного творчества. Родителям было предложено изготовить макет дома из любых доступных материалов, придумать название своей поделке и представить свой макет на родительском собрании.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОСНАЩЕНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Для трансляции педагогических знаний наиболее широко используется информационное оснащение для родителей, которое осуществляется в виде индивидуальных бесед, круглых столов, дискуссионных клубов, стендов с рекомендациями, выпуска тематических буклетов и газеты для родителей «Дошколенок». Специалисты по желанию родителей выбирают вопросы воспитания и обучения и освещают их в различной форме.
Я являюсь редактором газеты «Дошколенок», которая выпускается в ДОУ для родителей.
При издании каждого выпуска я использую такие методы как интервьюирование детей, социальный опрос родителей, конкурсы для родителей, детей и педагогов.
Издание доступно всем родителям, они могут прочитать свежий номер в группе во время, когда ребенок одевается перед уходом домой, могут взять газету с собой и изучить в свободное время. Благодаря такой форме работы с родителями, мы сумели реализовать их право на участие в жизни детского сада, предоставили им возможность больше узнать о своем ребенке, о педагогах, работающих с детьми, о развивающей среде ДОУ, проблемах, успехах, достижениях.
Своей педагогической находкой считаю организованный и проведенный мной как редактором газеты «Дошколенок», литературный конкурс «Проба пера». Цель этого мероприятия – показать родителям ценность, воспитательное значение, художественной литературы, а именно – сказки для ребенка, привить потребность, желание читать, читать и читать детям. Всем желающим была предоставлена возможность представить свои литературные шедевры – сказки в редакцию газеты. В конкурсе приняли активное участие родители и дети, все авторские сказки были опубликованы в специальном выпуске газеты. Все участники были награждены подарочным экземпляром газеты.
Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересна деятельность ДОУ. Никогда еще родители так часто не участвовали в совместных делах детского сада и семьи.
Так педагоги и родители воспитанников постепенно объединяются в команду единомышленников, социальных партнеров, имеющих общую цель – вырастить гармонично развитых, адаптированных к жизни в современном обществе людей.