Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Сенсорные эталоны у детей младшего дошкольного возраста»

Ирина Романова
Консультация для воспитателей «Сенсорные эталоны у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие органов чувств у детей младшего дошкольного возраста идет очень интенсивно. Главной составляющей полноценного развития детей в этом возрасте является сенсорное развитие.

Занятия по сенсорике, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Публикация «Консультация для воспитателей „Сенсорные эталоны у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития

- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Дидактические игры, которые направлены на обучение детей, влияют на анализ развития у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах.

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок- это и любимые игрушки, и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства- картины, скульптуры, слышит музыку, но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание -последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.

Целенаправленное сенсорное воспитание необходимо, чтобы сенсорное развитие проходило полноценно. Ребенка следует учить рассматривать, ощупывать, выслушивать и т. п., т. е. сформировать у него перцептивные действия. Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов.

Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Можно даже сказать более: сенсорное развитие детей в возрасте 3-4 лет с целью повышения уровня интеллектуального развития — это неотъемлемая часть дошкольного воспитания. Ещё Л. А. Венгером была разработана программа по сенсорному воспитанию младших дошкольников с использованием дидактических игр, о которых подробнее будет сказано ниже. Большая часть этих игр направлена на совершенствование навыков восприятия предметов с учетом их свойств.

Нет никакой необходимости прививать детям навыки работы с сенсорными эталонами раньше 3-4 лет. Определённая подготовительная работа в этом направлении может вестись, но не более. Главное, чтобы при достижении младшего дошкольного возраста дети были способны усваивать основные сенсорные эталоны, группируя свойства предметов.

В этом случае, приоритетным направлением считается развитие сенсорных эталонов через дидактические игры. Это и игровой методом обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельностью, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.

В основе дидактических игр лежат сформированные представления о действиях с предметами и игрушками. Можно отметить, что игры помогают в обучении детей и строятся на применении всевозможных игровых приёмов.

В качестве игрового метода обучения дидактическая игра может быть рассмотрена как игровое занятие либо непосредственно игра. Главное отличие вариантов заключается в ведущей роли воспитателя : в первом случае он активно использует разнообразные игровые приёмы и хитрости для поддержания интереса детей, сопровождаемые указаниями, вопросами, демонстрацией, а в рамках игры у воспитателя появляется возможность донести до детей знания, сформировать представления, а также увлечь их игрой и научить простым игровым действиям.

С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенный знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры.

Занятия по сенсорному воспитанию включаются не только в предметную, но и в элементарную конструктивную деятельность : рисование, выкладывание мозаики.

Сенсорное развитие неразрывно связано с развитием эстетическим. Если человек способен отличать оттенки цветовой гаммы, разнообразие вкусов и запахов в полной мере воспринимает красоту окружающего мира и наслаждается ею. Если же опыт сенсорного развития невелик - это скажется на дальнейшем развитии.

Дошкольника 3-4 лет нужно обучать действиям, которые помогут ему понять простую истину: умение определять внешние признаки напрямую влияет на итоговую деятельность. Именно поэтому так важно, чтобы работа с дошкольниками была построена на практических действиях, позволяющих изучить форму предметов с называнием её и выявлением.

В заключение можно отметить, что дидактические игры, направленные на сенсорное развитие ребёнка, могут быть разными, как простыми, так и более сложными, и совсем не обязательно для того, чтобы играть с крохой и развивать его основные способности, понадобятся дорогие и редкие игрушки.

Использовать для игр можно подручные предметы, главное — это мотивация и интерес ребенка, которые взрослые должны будут поддерживать на протяжении всего познавательного возраста личной заинтересованностью процессом и адекватной похвалой. Нельзя отпускать на самотёк процесс развития ребенка с раннего возраста. Важно уделять ему внимание каждый день и каждый час.

Использованная литература:

1. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн. Для воспитателя дет. сада, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, под ред. Л. А. Венгера, - М. : Просвещение, 1989г.

2. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста, пособие для воспитателя детского сада - М. : просвещение, 1983 г.

3. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей, Э. Г. Пилюгина, - М., Просвещение, АО «Учебная литература», 1996 г.

Публикации по теме:

Консультация «детей младшего дошкольного возраста» Закаливание детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 лет) Закаливание детей дошкольного возраста помогает повысить иммунную защиту и реже.

Консультация для воспитателей «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей. «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста» Речь сопровождает практически все виды деятельности.

Консультация для воспитателей «Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста» Игра – это многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг в процессе.

Консультация для воспитателей «Методы закаливания детей дошкольного возраста» Большое влияние на здоровье и физическое состояние ребенка оказывают естественные силы природы (солнце, воздух и вода). Это вызывает у детей.

Консультация для воспитателей «Художественное слово для детей младшего дошкольного возраста» Консультация для воспитателей на тему: «Художественное слово для детей младшего дошкольного возраста» Подготовила: воспитатель.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста» Хакунова С. А. МБДОУ №16 города Майкопа. Одной из главных задач в воспитании детей современного общества - была и остается воспитания любви.

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством произведений русского фольклора» Младший дошкольный возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Проблема развития и формирования.

Консультация для воспитателей «Своеобразие изобразительной деятельности у детей младшего и старшего дошкольного возраста» Н. П. Сакулина отмечает: «Рисование, которым ребенок так рано овладевает, оказывает влияние на формирование различных сторон личности. Поскольку.

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста» Цели: 1. Повысить педагогическую грамотность родителей о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников. 2. Заинтересовать родителей актуальностью.

Консультация «Сенсорные эталоны и их роль в развитии детей раннего возраста» Сенсорное развитие ребенка – это развитие, его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Сенсорные эталоны у детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 16 сентября 2019 в 18:22
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Сенсорные эталоны у детей младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Романова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД