светлана лиханова
«Семейные традиции». Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Семейные традиции»
Цель: Формировать представление о семейных традициях.
Задачи:
Образовательные:
- обобщать, систематизировать и расширять знания детей о семье, родственных отношениях;
- способствовать формированию у детей навыков составлять короткий рассказ о семье, называя имена и отчества родных;
- активизировать и обогащать словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о семейных традициях:
- развивать воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь;
- способствовать развитию детского творчества в процессе продуктивной деятельности;
- обеспечивать развитие умения обобщать и делать элементарные выводы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости и уважения к своему народу;
- воспитывать доброе и заботливое отношение к членам своей семьи, интерес к семейным традициям;
- воспитывать желание активно участвовать в ходе НОД, умение смело отвечать на вопросы.
Предварительная работа: Беседы «Моя семья» Разучивание загадок, стихов, песен о семье. Рисование «Семья за столом». Иллюстрации по теме «Семейные традиции».
Материально-техническое обеспечение: ноутбук, слайдовая презентация «Семейные традиции», аудиозапись русских народных песен в исполнении «Ивана купала», предметные картинки «Семья».Чайный сервиз в русском стиле, самовар, сладости к чаю.
Методические приёмы: словесные – беседа, вопросы, пояснения; наглядные – демонстрация фильма, предметные картинки; игровые – создание игровой ситуации.
Оборудование центров активности:
Центр развития речи: стихи : "Моя семья", «У меня есть семья» мнемотаблицы
Центр конструирования : «Дом из трубочек» (конструкторы 2 вида);
Центр творчества: заготовка подковы из белого картона (2 вида) ,
Макароны, семена арбуза, гречка, (для выбора детей, клей ПВА.
Ход непосредственно – образовательной деятельности:
Организационная часть (3 минуты)
Приложите ладошки к груди, туда где у вас находится сердце. послушайте как оно бьется. Ощутите и представьте, как ваши ладошки наполняются теплом и добротой вашего сердца. А теперь поделитесь теплом и добротой друг с другом и с нашими гостями. Улыбнитесь друг другу и в таком хорошем настроении пусть пройдет у вас весь день (Дети дуют на ладони)
Основная часть (15-20 мин)
Дети располагаются на ковре (Звук) Стук в дверь. Ой, беда, беда, беда, огорчение!
Домовенок Кузя: Здравствуйте, ребята! Я Домовёнок Кузя. Я семь веков оберегал дома. У меня случилось несчастье, Баба-Яга выкрала меня из моей семьи. Накормила меня заколдованными пирожками, и позабыл я,что такое семья и дорогу к ней. Помогите мне пожалуйста одолеть злые чары.
Воспитатель:что же делать? Как помочь Кузе вспомнить, что такое семья.
(предложения детей).
Воспитатель: Присаживайся к нам Кузенька. Как вы думайте, что такое, по вашему мнению, семья? (ответы детей)
Воспитатель:Да, семья это самое ценное в нашей жизни. Вы правильно сказали, что в семье люди заботятся друг о друге, помогают друг другу, трудятся и отдыхают вместе. Ребята, а еще есть в каждой семье свои семейные традиции. Должно быть, в ваших семьях есть свои традиции, с которыми вас познакомили родители, бабушки и дедушки. Поделитесь с нами. (ответы детей)
Воспитатель: для нас подготовили с родителями презентацию «Семейные традиции» Саша Л. и Аня С.
Домовенок Кузя: Спасибо вам ребята! Я почти вспомнил о своей семье, но чтобы победить чары Бабы-Яги, нужно выполнить три задания, с которыми мне одному не справится.
Первое задание: построить дом, второе задание:сделать подкову на удачу и
третье задание: выучить стихотворение о семье.
Воспитатель: Ребята,готовы помочь Домовенку Кузе? (ответы детей)
Воспитатель: сегодня работают три центра развития. Центр творчества, Центр конструирования и Центр развития речи. (выбор детей по центрам). Вы можете пройти в те центры, которые вы выбрали. .(Во время работы в центрах звучит музыка)
Воспитатель созывает детей с помощью колокольчика.
Дети показывают продукт своего труда. (дом из конструктора на выбор детей, подкова украшенная по желанию детей, мнемотаблица стихотворения,выбранного детьми)
Домовенок Кузя: Спасибо, ребята! Вы отлично справились с заданиями, и расколдовали чары Бабы-Яги. Благодаря вам, я вспомнил дорогу домой, и к своей семье! В знак благодарности, я хочу подарить вам угощение «баранки» к чаю. (Дети присаживаются на коврик)
Воспитатель: Спасибо, Домовенок Кузя за угощения! Я так же хочу познакомить тебя Кузя и вас дети с одной традицией моей семьи, которая передается из поколения в поколение – это чаепитие.
Воспитатель: Стол всегда накрывали цветной скатертью. Во главе стола стоял самовар. (Воспитатель указывает на самовар, который стоит на столе) Он являлся символом семейного очага, уюта, дружеского общения, символ гостеприимства. Раньше самовары разжигали дровами и шишками, а теперь, какие самовары? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, электрические. Они стали более удобными и безопасными, но все же несут в себе традиции и символику нашей культуры.
Физкультурная минутка.
Вот большой пузатый чайник (Дети надули щеки и обе руки на пояс)
Очень важный он начальник.
Вот фарфоровые чашки, (Руки в верх, полусогнутые - повернулись вокруг себя)
Очень хрупкие, бедняжки
Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, рисуя вокруг себя круг)
Только стукни, разобьются.
Вот серебряные ложки, (Потянулись, сомкнув руки над головой, встали на носочки)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос (Скрестив руки, развели их в стороны)
Он посуду нам принес.
Воспитатель: Для того, чтобы создать уютную и гостеприимную атмосферу в нашем доме, мы всегда стараемся порадовать наших гостей вкусным чаем. Но чтобы это сделать, нам нужно иметь под рукой необходимую посуду. Давайте вместе рассмотрим содержимое нашего старинного сундука и узнаем что в нём. (Дети начинают доставать посуду из сундука, Домовенок Кузя им помогает).
После сортировки стола дети рассаживаются на ковёр.
Воспитатель: На дне сундука мы нашли множество красивых кружек и блюдец, каждый из которое имеет свою историю. Некоторые из них были подарены моей мамой, другие куплены на ярмарках, а некоторые даже унаследованы от моих бабушек. Чай наливали в чашку, добавляя кипяток из самовара. По русской традиции чай пили с сахаром вприкуску, а чтобы чай остыл быстрее, пили его из блюдца.
К чаю подавались пряники, леденцы, печенья, кренделя, мед, варенье.
А с чем вы дома любите пить чай, когда собираетесь вместе одной дружной семьей. (ответы детей)
Заключительная часть (3-5 мин.)
Воспитатель: Расскажите, чем вы занимались в центрах? Понравилось ли вам?
Что запомнилось?
Домовенок Кузя: Спасибо, ребята! Вы отлично справились с заданиями, и благодаря вам, я вспомнил дорогу домой, и о своей семье!
Воспитатель: мы рады, что помогли тебе и расколдовали злые чары Бабы – Яги. А в завершении нашего занятия, приглашаю тебя Кузя и вас дети,на чаепитие.