Наталья Владимировна Сенотова
«Секретный код художника». Занятие в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие в старшей группе "Секретный код художника"
Цель: Развитие воображения, цветовосприятия, мелкой моторики, умения работать по схеме.
Задачи:
I. Образовательные задачи:
• закрепить знания о геометрических фигурах: уточнить представления детей о круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике, их размерах и свойствах;
• расширить знания о цветах: закрепить названия основных цветов, умение их различать и сочетать;
• познакомить с понятием "текстура": расширить представления детей о текстурах (линия, точка, волнистая линия, зигзаг) и способах их передачи;
• сформировать понимание принципов работы с кодом: познакомить с тем, как можно использовать условные знаки для передачи информации;
• способствовать использованию различных художественных материалов: учить использовать краски, карандаши, фломастеры для создания выразительных образов;
• научить детей создавать картину по заданному коду/схеме: развивать умение следовать инструкции, но с элементами собственной интерпретации.
II. Развивающие задачи:
• развивать воображение и фантазию: стимулировать творческое мышление, умение придумывать свои собственные сюжеты и интерпретировать код;
• развивать цветовосприятие: упражнять в умении различать цвета, подбирать гармоничные сочетания и использовать их в работе;
• развивать мелкую моторику: совершенствовать навыки работы с кистью, карандашом, фломастером;
• развивать пространственное мышление: учить ориентироваться на листе бумаги, располагать элементы рисунка в соответствии с кодом;
• развивать аналитические навыки: учить детей анализировать кодовые карточки, сопоставлять их с элементами рисунка, понимать принцип соответствия;
• развивать навыки работы по образцу/схеме: учить детей следовать инструкциям, но при этом сохранять индивидуальность;
• развивать навыки связной речи: побуждать детей рассказывать о своих работах, описывать свои идеи и впечатления;
• развивать внимание и усидчивость: способствовать концентрации на поставленной задаче.
III. Воспитательные задачи:
• воспитывать интерес к изобразительному искусству: побуждать детей к творческой деятельности, формировать положительное отношение к рисованию;
• воспитывать аккуратность в работе: учить бережно обращаться с материалами, содержать рабочее место в порядке;
• воспитывать умение работать самостоятельно и в коллективе: учить взаимодействовать с другими детьми, уважать чужое мнение, помогать друг другу;
• формировать навыки самооценки: учить детей анализировать свои работы, выделять их сильные и слабые стороны;
• развивать творческую самореализацию: дать детям возможность проявить свою индивидуальность, создать уникальное произведение искусства;
• создать позитивную эмоциональную атмосферу: фсормировать у детей положительные эмоции от процесса творчества, от ощущения успеха.
Предварительная работа:
Цели предварительной работы:
• подготовить необходимые материалы и оборудование;
• создать благоприятную атмосферу для творчества;
• заинтересовать детей предстоящей деятельностью;
• обеспечить понимание детьми базовых понятий.
Этапы предварительной работы:
1. Подготовка материалов и оборудования:
• Кодовые карты:
* Создание: заранее подготовить карточки с геометрическими фигурами (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) разных размеров, цветов и текстур (линия, точка, волнистая линия, зигзаг).
* Количество: рассчитать необходимое количество карточек на каждого ребенка.
* Формат: карточки могут быть напечатаны, нарисованы или сделаны из цветной бумаги.
* Вариативность: можно сделать несколько наборов карточек с разным уровнем сложности (например, с разным количеством фигур или цветов).
• Бумага: подготовить листы бумаги формата А4 для рисования.
• Художественные материалы: обеспечить доступность красок (гуашь, акварель, цветных карандашей, фломастеров, мелков, кисточек, баночек с водой, палитр.
• Образец работы: создать образец работы, выполненный по коду, который будет продемонстрирован детям.
• Дополнительные материалы: подготовить салфетки, фартуки для защиты одежды, скатерти для столов.
2. Подготовка помещения:
• Организация рабочего места: подготовить столы для рисования, обеспечив достаточно места для каждого ребенка.
• Освещение: обеспечить хорошее освещение помещения.
• Удобство: разместить материалы так, чтобы дети могли легко ими воспользоваться.
• Пространство для выставки: заранее продумать место, где будут вывешены готовые работы.
3. Создание благоприятной атмосферы:
• Музыкальное сопровождение: включить спокойную, вдохновляющую музыку.
• Украшение помещения: можно украсить помещение рисунками, плакатами с геометрическими фигурами, цветами.
4. Предварительная беседа с детьми (за 1-2 дня до занятия):
• Обсуждение темы: провести беседу о художниках, их работе, различных видах изобразительного искусства.
• Знакомство с геометрическими фигурами и цветами: повторить названия геометрических фигур и основных цветов. Можно поиграть в игры, где дети называют фигуры, цвета, сопоставляют их.
• Знакомство с понятием "текстура": обсудить с детьми, что такое текстура, показать примеры текстур на разных предметах. Можно предложить детям самим описать текстуру различных предметов на ощупь.
• Введение в понятие "код": ввести понятие кода в игровой форме, например, "секретное послание" или "шифр". Можно поиграть в простые игры с кодами (например, использовать азбуку Морзе в упрощенной форме или нарисовать простые картинки по схеме).
• Мотивация: заинтересовать детей предстоящим занятием, рассказать, что они будут не просто художниками, а художниками-шифровальщиками.
Материалы:
• Карточки с геометрическими фигурами (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники разных размеров, цветами (красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый, и др., текстурами (линия, точка, волнистая линия, зигзаг). Карточки можно напечатать или сделать вручную.
• Листы бумаги формата А4.
• Краски (гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры, мелки – на выбор.
• Кисточки, баночки с водой.
• Палетки для смешивания красок (при необходимости).
• Образец работы (желательно, чтобы он был выполнен в разных техниках).
Ход занятия:
I. Вводная часть
1. Организационный момент.
Воспитатель приветствует детей, создаёт позитивную атмосферу:
Здравствуйте, мои юные художники! Посмотрите, сегодня у нас с вами необычное занятие. Представьте, что мы стали тайными агентами, у которых есть свои секретные послания. Но чтобы их прочитать, нам понадобится специальный код!
Вы готовы стать художниками-шифровальщиками и раскрыть все секреты? Сегодня мы будем создавать картины не просто так, а по специальным кодовым карточкам. У каждого из вас будет свой набор ключей к созданию удивительных произведений. У нас будут не простые краски и кисточки, а специальные кодовые карты, с помощью которых мы создадим волшебные картины. На этих карточках есть разные символы – фигуры, цвета, текстуры, которые будут подсказывать нам, как создавать наши картины. Каждый из вас получит свой набор карточек, и вы сможете придумать свое уникальное произведение.
Готовы почувствовать себя настоящими мастерами шифра? Занимайте свои места, нас ждет увлекательное путешествие в мир секретных кодов и удивительных картин!
Воспитатель демонстрирует образец работы, выполненный по коду, объясняет, какие элементы соответствуют определенным символам на кодовой карте (например, красный круг – это красное солнце, синяя волнистая линия – это река, и т. д., в образце может быть и акварель, и гуашь, и карандаши)
II. Основная часть:
1. Работа с кодовыми картами: Каждый ребёнок получает набор карточек (геометрические фигуры, цвета, текстуры) и лист бумаги. Количество карточек может варьироваться в зависимости от сложности задания. Можно дать детям возможность самим выбрать карточки, которые им больше нравятся.
2. Создание картины по коду:
Воспитатель: Итак, юные художники, теперь у каждого из вас есть свой набор секретных карточек! Посмотрите на них внимательно. Каждая фигура, цвет или текстура – это как буква в нашем коде. Теперь вы можете начать создавать свои картины-послания. Вспомните, что мы видели на образце. Не бойтесь экспериментировать, ищите свои сочетания! Главное – следовать своему коду!
А теперь берем свои инструменты. Помните, мы – художники-шифровальщики, и сейчас мы создадим что-то особенное, не просто картины, а настоящие секретные послания, понятные только нам!
Дети начинают создавать свои картины, используя полученные карточки как "ключ". Воспитатель объясняет, что они могут интерпретировать код по своему желанию, главное – соблюдать связь между символами и элементами рисунка. Поддерживает и направляет детей, помогая им в случае затруднений:
• "Я вижу, как ты стараешься, у тебя получается замечательно! Этот треугольник очень здорово смотрится рядом с синей точкой. "
• "Очень интересное решение! Мне нравится, как ты используешь разные текстуры! Расскажи, что ты хочешь изобразить?"
• "Не бойся, если что-то не получается сразу. Попробуй по-другому, используй другой цвет или линию. Главное – не сдаваться и продолжать творить!"
• "Посмотри, как интересно получается у твоего соседа. Может, у него есть какие-то интересные идеи? Но помни, у тебя тоже свой уникальный секретный код!"
• "Какие яркие цвета ты выбрал! Интересно, какое настроение ты хочешь передать своей картиной?"
• "Ты уже много нарисовал! Может, ты хочешь добавить еще какую-то деталь? Вспомни про свои карточки с кодом. "
• "Здорово! Не забывай, что у нас есть разные материалы: краски, карандаши, фломастеры. Выбирай то, что тебе нравится больше всего. "
Физминутка: Ребята, вы такие замечательные художники-шифровальщики! Ваши картины получаются просто волшебными. Но, знаете, иногда, чтобы придумать что-то еще более интересное, нужно немного отдохнуть и размяться. Давайте мы с вами сейчас тоже превратимся в секретные знаки. Готовы? Тогда встаем и будем выполнять движения, которые помогут нам набраться сил и вдохновения для новых идей!"
"Секретные знаки"
Описание: Дети изображают телом знаки из кодовых карточек.
Движения:
* "Секретный круг" - дети делают руками круг перед собой.
* "Секретный квадрат" - дети ставят руки перед собой, как будто рисуют квадрат.
* "Секретный треугольник" - дети соединяют руки над головой, как будто рисуют треугольник.
* "Секретная линия" - дети вытягивают одну руку в сторону, изображая прямую линию
* "Секретная волна" - дети вытягивают руки в сторону и покачивают ими, как будто изображают волнистую линию
* "Секретная точка" - дети касаются пола пальцем одной руки.
3. Индивидуальная помощь: Воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям, которые испытывают трудности. Он может подсказать им идеи, помочь подобрать цвета, объяснить непонятные моменты:
• "Если тебе трудно, давай посмотрим вместе на твои карточки. Может, какая-то из них подскажет тебе идею?"
• "Вспомни, как мы смотрели на образец. Попробуй повторить некоторые элементы или придумай что-то свое на их основе. "
• "Хорошо! Теперь посмотри на свою картину. Может, ты хочешь добавить еще какой-нибудь элемент из своего секретного кода? "
• "Попробуй нарисовать сначала карандашом, а потом раскрасить красками. Так будет легче".
• "Давай выберем вместе цвет для этого элемента? Какой цвет лучше подходит к твоей идее?"
III. Заключительная часть (Рефлексия)
1. Обсуждение в кругу (после выставки работ):
Воспитатель: Ребята, какие вы сегодня молодцы! Вы создали такие интересные и необычные картины. Давайте посмотрим на них еще раз. Помните, что мы сегодня были не просто художниками, а художниками-шифровальщиками! Теперь давайте немного поговорим о нашем занятии. Присаживайтесь в круг, чтобы все могли хорошо видеть и слышать друг друга. "
Вопросы к детям:
• "Ребята, что вам сегодня больше всего понравилось?"
• "Что было самым интересным в работе с секретным кодом?"
• "Было ли вам сложно рисовать по коду? В чем именно была сложность?"
• "Как вы думаете, получилось ли у вас передать свой секрет с помощью рисунка?"
• "Кто хочет рассказать, что обозначают фигуры и цвета в его картине?"
• "Что нового вы сегодня узнали или чему научились?"
• "Если бы вы снова рисовали по коду, что бы вы изменили?"
• "Что вы почувствовали, когда создавали свою картину?"
• "Чья работа вам понравилась больше всего? Почему?"
• "Хотели бы вы еще раз стать художниками-шифровальщиками?"
Завершение:
Воспитатель: Спасибо вам большое за ваше творчество, за ваши интересные идеи! Вы сегодня были просто потрясающими художниками-шифровальщиками! Мне было очень интересно смотреть на ваши работы и слушать ваши рассказы. Теперь ваши картины украсят нашу группу, и каждый раз, глядя на них, мы будем вспоминать наш секретный код.
Варианты сложности:
• Простой уровень: небольшое количество карточек с простыми фигурами и цветами.
• Средний уровень: больше карточек, добавление текстур. Можно дать задание создать картину на определённую тему (например, "космическое путешествие").
• Сложный уровень: более сложные геометрические фигуры, использование смешивания цветов, создание абстрактных композиций.