Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Художественное слово для детей младшего дошкольного возраста»

Галина Лыгорева
Консультация для воспитателей «Художественное слово для детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей на тему :

«Художественное слово для детей младшего дошкольного возраста»

Подготовила:

воспитатель МБДОУ

«Детский сад «Росиночка»

г. Тамбова

Лыгорева Г. В.

Тамбов 2016г.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.

Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

Публикация «Консультация для воспитателей „Художественное слово для детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения.

Различные произведения художественной литературы обогащают словарный запас ребенка, его речь развивается на лучших образцах родной речи.

Художественное слово в разных её формах — стихотворение, сказка, рассказ, потешка, загадка, пословица, поговорка — используется как одна из форм воспитания детей.

Различная художественная литература рассказывает о жизни и трудолюбии людей, о подвигах, достижениях, о событиях из детства, об играх, забавах и труде детей. Различные произведения художественной литературы формируют у детей нравственность : хорошо — плохо, справедливо — несправедливо.

Читая детям произведения художественной литературы, мы воспитываем эстетическое восприятие детей : ребенок слушает и создает в своем мире воображения зрительные образы, он как будто видит, о чем говорит писатель. Мы воспитываем интерес к образной речи, любовь к художественному слову, которая в дошкольном возрасте выражается в любви к слушанию сказок, рассказов, стихов и т. д.

Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. В. Г. Белинский в свое время говорил о том, что детская книга пишется для воспитания, а «воспитание - великое дело : им решается участь человека». Читая книгу, дети радуются, переживают, удивляются, сострадают и все это - эмоции, которые очень нужны детям. Именно художественная литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.

Социально – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Когда материальные ценности преобладают над духовными, мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.

Степень овладения нравственными представлениями и понятиями у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом.

Дошкольный возраст — сензитивный, т. е. наиболее чувствительный для воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. Не использовать эти возможности — значит больше никогда не успеть наполнить душу ребенка нравственными ценностями.

Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением героев, происходящими событиями, побуждают к их оценке и обогащает эмоциональную сферу.

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет «уголок книги», созданный в группе. Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой. В этом уголке ребенок должен иметь возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Ребенок должен иметь возможность внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам.

В формировании у дошкольников любви к художественным произведениям существенную роль играет семья, перед которой стоит задача по воспитанию грамотного читателя. Эта задачу семья может реализовать через ежедневное чтение ребенку художественных произведений, рассматривание книг, иллюстрации к ним, беседы о прочитанном, выясняя, что понравилось или не понравилось ребенку, что интересно ему как читателю, как он воспринимает прочитанное, чем мотивирует выбор книг для чтения. С помощью книги развивать эмоциональную сферу ребенка, учить правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, кем создана книга, как она называется, приучать воспринимать процесс чтения как интересное, серьезное и важное дело, формировать нравственные качества ребенка.

Детский фольклор может стать средством воспитания ребёнка, так как черпает материал для детей из ранних источников.

Прежде всего – это то, что взрослый на протяжении многих лет создавали для детей :

• колыбельные песни, успокаивающие ребёнка, усыпляющие его

• заклички

• считалки

• скороговорки

• чистоговорки

• дразнилки

• шутки

• загадки

• перевёртыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей

• прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям. Без этих весёлых стишков ребёнок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, формирование культурно – гигиенических навыков превратится в скучное безрадостное выполнение указаний взрослого, выполнение каких – то движений не вызывает интереса радости, желание повторить ещё и ещё.

Потешки - малый жанр устного народного творчества. Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса, обогащение словаря. Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям.

Малые формы фольклора помогают увеличить запас слов ребёнка, т. е., привлекают его внимание к предметам, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует разговорной речи. (Приложение 1)

Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека. Самыми доступными средствами для социально – нравственного развития ребенкамладшего дошкольного возраста, конечно же, является сказка.

Чтение сказок даёт очень много маленьким и взрослым, помогает им, сблизится духовно.

Через сказку легче объяснить малышу что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Ведь сказочные персонажи бывают очень разными: добрыми и злыми, хитрыми и завистливыми, ласковыми и грубыми. С помощью таких персонажей мы можем показать детям, плохое и хорошее, как можно и нужно поступать, и как вовсе нельзя, в определённых жизненных ситуациях.

Сказка – это способ общения с малышом на понятном и доступном ему языке, это первые маленькие безопасные уроки жизни. (Приложение 2)

Но используя различные формы художественного слова в работе с детьми важно учитывать возрастные особенности детей :

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения. Понимает вопросы. Слушает объяснения "как" и "почему. Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой-маленький, мокрый-сухой и др.). Задает вопросы "Что это?". Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает "нет" на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше-меньше, полный-пустой).

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС : быстро пополняется пассивный и активный словарь ребенка : к 2 годам он достигает примерно 300 слов, а к 3 годам – до 1000 слов. Кроме существительных и глаголов ребенок все чаще употребляет прилагательные, наречия, предлоги, местоимения. На третьем году жизни малыш с удовольствием слушает и воспринимает несложные сказки, рассказы, с легкостью выполняет простые словесные поручения.

ФРАЗОВАЯ РЕЧЬ: специалисты единодушны в том, что к 2 годам у малыша уже должна сформироваться фразовая речь. Пускай фразы пока не всегда понятны и состоят из двух слов, часто лепетных. Главное — появилась фраза (предложение). А вот предложения трехлетних детей становятся сложными, с союзами «потому что», «или», «чтобы». И, хотя в их речи еще много неверного употребления окончаний («Смотри, как много мячов!», суффиксов («У меня есть куклочка», согласований («Это мой кукла!», ударений («Ложка лежит на стОле», постепенно их становится все меньше, они приобретают случайный характер и исчезают приблизительно в 5-6 лет.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ

Четвертый год — это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?».

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: интенсивное развитие речи. Определяет цвет, форму, фактуру, вкус, используя слова-определения. Знает назначение основных предметов. Понимает степени сравнений (самый близкий, самый большой). Определяет пол людей по роли в семье (он - папа, она - мама). Понимает время, использует прошедшее и настоящее время. Понимает названия цветов. Слушает длинные сказки и рассказы.

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС : К четырем годам активный словарь ребенка почти удваивается и составляет примерно 2000 слов. В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения (мой, твой, наш, наречия (холодно, вкусно, появляются числительные (один, два). Если раньше ребенок употреблял только качественные прилагательные (мягкий, теплый, то теперь использует и притяжательные (дядина шляпа, кошкин хвост).

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ: еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении. Произвольное обращение с ударением — тоже вариант нормы.

ФРАЗОВАЯ РЕЧЬ: усложняется и построение фраз. Тем не менее, ребенок не всегда может связно и понятно рассказать, что он видел на улице, пересказать сказку.

Таким образом, художественное слово, при правильном его использовании, - мощное педагогическое средство, которое может быть уместным в процессе общения с детьми буквально везде и которое способствует с раннего детства формированию ребёнка нравственного отношения к окружающему, закладывая тем самым моральные основы его будущей человеческой личности.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Воспитание детей через художественное слово» «Воспитание детей через художественное слово» (из опыта работы) Воспитатель: Ворвулева Людмила Николаевна Художественная литература сопровождает.

Консультация для родителей и воспитателей «Подготовка детей младшего дошкольного возраста к новогодним праздникам» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Скоро Новый год. Это конечно очень яркий и ожидаемый праздник. Конечно,дети его ждут больше всех. И мы,.

Консультация для воспитателей «Экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста» .

Консультация для воспитателей «Формирование целостной картины мира у детей младшего дошкольного возраста» Формирование целостной картины миры — важная область дошкольного образования, которая реализуется на занятиях разных тем и направлений.

Консультация для воспитателей «Игры и упражнения для детей младшего возраста в период адаптации»Консультация для воспитателей «Игры и упражнения для детей младшего возраста в период адаптации» Когда мама впервые собирается отдать ребенка в детский сад, почти каждая представляет идеальную картину: ребенок машет маме ручкой и убегает.

Консультация для воспитателей по формированию временных представлений для младшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей младшего дошкольного возраста по формированию временных представлений. Окружающий нас мир существует во времени.

Консультация для воспитателей «Психолого-педагогические особенности работы со сказкой с детьми младшего дошкольного возраста» Сказка — одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребенок в раннем детстве. Сказка, созданная в давние времена, живет.

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей младшего возраста через ознакомление с устным народным творчеством» Развитие ребенка в ранний период жизни зависит от взрослых. Замечательно, если родители и воспитатели наполнят жизнь ребенка светом добр.

Консультация для воспитателей «Роль театрализованных игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» Роль театрализованных игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Общеизвестный факт, что одним из важных приобретений ребенка.

Консультация для воспитателей «Влияние пения на развитие музыкальных способностей детей младшего возраста» Теоретические исследования проблемы развития музыкальных способностей детей в процессе певческой деятельности. Традиционно в отечественной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Художественное слово для детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 28 февраля 2019 в 10:40
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Художественное слово для детей младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Лыгорева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД