Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»

Наталия Мягкова
Консультация для воспитателей «Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Игра – это многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг в процессе которых воспитывается требование взрослых к детям, требования детей к себе самим.

Педагоги А. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. П. Эльконин считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Игра один из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям. Например, в игре формируется такое качество личности ребенка, как саморегуляция действий с учетом задач коллективной деятельности.

Публикация «Консультация для воспитателей „Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Значение в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов рассматривает игру, как серьезную и нужную для ребенка деятельность, но со своей точки зрения.

Платон считал, игра свидетель того, что человек не прибывает в состоянии утомления, она источник удовольствия.

К. Шиллер, боготворя красоту, считал, что игра и красота уравновешивают и дополняют друг друга, что красота побуждает к игре. По его мнению, человек «играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком тогда, когда играет» игра по Шиллеру, это свободное самодеятельное раскрытые всех сил человека, его сущности.

Игра – один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Развитие ребенка в игре происходит, прежде всего, за счет разнообразной направленности ее содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные, эстетическое (музыкальные, умственное (дидактические и сюжетные). Многие из них в то же время способствуют нравственному воспитанию (сюжетно-ролевые, игры – драматизации, подвижные и др.).

На современном этапе в отечественной педагогике, науке используется несколько видов классификации игр дошкольников.

Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности:

1) Творческие игры (сюжетно-ролевые);

2) Игры с правилами (дидактические).

Первая группа – это игры, где взрослый принимает косвенное участие в подготовке и проведении. Активность детей имеет инициативный, творческий характер – ребята способны самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения.

Вторая группа – это различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры, дает фиксированную программу действий для достижения определенного результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения; они направлены на усвоение определенного программного материала и правил, которым должны следовать играющие.

Развитие психических процессов происходит в деятельности. Установлено, что в каждом возрасте один из видов деятельности становится ведущим. «Ведущей мы называем такую деятельность, в связи, с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей степени его развития».

Она характеризуется тем, что внутри нее дифференцируются другие, новые виды деятельности, в ней формируются и перестраиваются частные психические процессы, от нее главным образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психические изменения личности.

Ведущим видом деятельности ребенка дошкольника является игра. С. Л. Рубинштейн назвал игру практикой развития. Значение такой деятельности как игра в том, что она точно соответствует его (ребенка) возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений. В игре происходит развитие речи и мышления.

Игра занимает значительное место в жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.

Игра не только выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребенка, но и формирует определенные свойства личности. Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения

Высказывание (текст) обладают такими свойствами как цельность и связность. А. А. Леонтьев считает, что в отличие от связности, которая реализуется на отдельных участках текста, цельность- это свойство текста в целом. Формирование связной речи ребенка происходит постепенно: от ситуативной речи к контекстной (связной). Сначала общение у ребенка происходит лишь всего с непосредственным ближайшим окружением. Это значит, смысловое содержание речи маленького ребенка становится понятным, лишь, будучи взято совместно с определенной ситуацией: это ситуативная речь. Поскольку ребенок оперирует сначала лишь непосредственным ему близким содержанием и пользуется речью для общения с близкими, включенными в общую с ним ситуацию, речь его носит ситуативный характер. Такой же характер речи соответствует и ее содержанию, и ее функции.

Складывающаяся функция сообщения, усложнение познавательной деятельности ребенка требует развернутой речи и прежние средства ситуативной речи не обеспечивают понятности и ясности его высказываний. И по мере того, как в ходе развития изменяются и содержание и функции речи, ребенок, обучаясь, овладевает формой контекстной, связной речи.

«Содержание контекстной речи раскрывается в самом контексте речи и благодаря этому становится понятным для слушателей из сочетания слов, предложений. Однако появление контекстной речи не вытесняет ситуативной ее формы. С появлением контекстной речи обе формы сосуществуют».

В зависимости от задач и целей общения используются как ситуативная, так и контекстная ее форма.

Развитие связной речи имеет особое значение. Развитие словаря, овладение грамматическими формами и т. п. включаются в нее в качестве частных моментов. Формирование связной речи, изменение ее функций является следствием усложняющейся деятельности ребенка и зависит от содержания, условий форм общения ребенка с окружающими.

Связная речь неотделима от мира мыслей. Связность речи – связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой логичной речи. «По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития».

Таким образом, мы выясняли, что проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие исследования. Одни из них направлены на изучение теории ролевой творческой игры, в других определяются особенности, место и значение дидактических и подвижных игр, третьи раскрывают значение игры в художественном воспитании детей.

но каждый со своей точки зрения.

Игру считают ведущей деятельностью дошкольника. Игра один из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям.

Исследователями установлено огромное влияние игровой деятельности на психическое развитие дошкольников, на его интеллектуальное и нравственно-волевое развитие. Игра очень хорошо готовит детей к школе. В игре ребенок получает необходимую для обучения подготовку:

1. физическую готовность

2. личностную готовность - в игре учится общаться со сверстниками и

взрослыми, у него формируется самооценка и самосознание. Он

приобретает друзей.

3. интеллектуальную готовность - развивается образное мышление,

воображение, речь.

4. социальную готовность.

Предлагаю вам варианты простых игр с детьми:

«Охота на слова».

Какие слова можно достать из борща? Кто больше назовет? (картошка, капуста, морковь и т. д.) Слова так же можно «доставать» из винегрета, кухонного шкафа, плиты и т. д.

«Готовим сок»

Нужно образовать прилагательное: из яблок получается сок. яблочный, из груши., из сливы., из капусты. и т. д. Справились? А теперь в обратном порядке - морковный сок получается из. .и т. д.

«Помощники»

Как можно одним словом назвать прибор, который варит кофе? Режет овощи? Чистит картофель? Моет посуду? Выжимает сок? убирает пыль?

«Исследователь»

Возьмите поднос. Тонким слоем рассыпьте по подносу мелкую крупу и предложите ребенку порисовать пальчиком какие-либо предметы -забор, дождик, волны, солнце, снежинку.

Из пуговиц разного размера научите ребенка выкладывать рисунок, а затем предоставьте ему возможность сделать это самому.

Высыпьте в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

Месим, месим тесто,

Есть в печи место. Будут, будут из печи

Булочки и калачи.

Уникальность этих игр состоит в том, что в них обычные бытовые предметы превращаются в увлекательные и полезные игрушки. Для детей это и процесс обучения, и возможность соприкоснуться с чудесными превращениями знакомых вещей.

Значение в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов рассматривает игру, как серьезную и нужную для ребенка деятельность.

Публикации по теме:

Консультация «Игра как ведущий вид деятельности дошкольника» Игра - как ведущий вид деятельности дошкольника. Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением.

Игра — ведущий вид деятельности у дошкольников Игра-ведущий вид деятельностиИгра издавна привлекает к себе внимание не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов.

Игра-как ведущий вид деятельности дошкольника Консультация для родителей «Игра как ведущий вид деятельности дошкольника» Дошкольное детство – короткий, но очень важный период становления.

Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности» Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности При формировании и укреплении дружеских отношений.

Консультация для воспитателей «Игра как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Содержание педагогической работы основной образовательной программы дошкольного воспитания осуществляется в рамках 5 образовательных областей.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста» Хакунова С. А. МБДОУ №16 города Майкопа. Одной из главных задач в воспитании детей современного общества - была и остается воспитания любви.

Консультация для воспитателей «Театрализованная игра как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Особенности театрализованной игры в развитии детей В.

Консультация для воспитателей «Значение активной деятельности детей дошкольного возраста на примере пения» Пение - наиболее доступный вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Они любят петь. Делают это охотно, с удовольствием,.

Лэпбук «Новогодний» как вид совместной деятельности взрослых и детей дошкольного возрастаЛэпбук «Новогодний» как вид совместной деятельности взрослых и детей дошкольного возраста Лэпбук «Новогодний» как вид совместной деятельности взрослых и детей дошкольного возраста. Выполнила: Спирина Ирина Викторовна Воспитатель.

Рекомендации родителям по повторению, закреплению знаний по лексическим темам через ведущий вид деятельности дошкольника «Магазин. Продавец» Родителям рекомендуется побеседовать о профессии-продавец, объяснить ребенку, что делает на работе, какую пользу приносит,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 17 февраля 2019 в 15:24
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Мягкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД