Ольга Зубарева
Консультация для воспитателей «Роль воспитателя на физкультурном занятии»
▼ Скачать + Заказать документы
Комментарии к презентации «Роль воспитателя на физкультурном занятии»
Слайд 1
Добрый день, уважаемые коллеги! Позвольте вам напомнить о вашей роли на физкультурном занятии.
Слайд 2
Физкультурные занятия – это основная форма организации физического воспитания в детском саду. Для того, чтобы физкультурное занятие прошло эффективно необходимы слаженные действия инструктора по физической культуре и воспитателя.
Публикация «Консультация для воспитателей „Роль воспитателя на физкультурном занятии“» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
В процессе обучения на занятиях по физкультуре дети приобретают физические качества, которые не могут быть развиты у ребенка в проведении игр или самостоятельной двигательной деятельности. Только в тесном контакте инструктора по физической культуре и воспитателя возможно проведение эффективных, полноценных физкультурных занятий с выполнением программных требований.
Необходимо понять, что от четкой организации занятий зависит не только здоровье, но и жизнь детей, так как физкультурные занятия самые травмоопасные, потому что дети на физкультуре находятся в постоянном движении. Все работники детского сада отвечают за жизнь и здоровье детей, а значит на физкультурном занятии обязательно не только присутствие, но и активная помощь каждого воспитателя.
Слайд 3-4
На этих слайдах представлены требования к воспитателям, к их работе при организации физкультурно-оздоровительной работе в детском саду.
Я акцентирую ваше внимание на нескольких из них.
Воспитателю на занятии по физической культуре отводится очень важная роль, начиная с подготовки детей к занятию. Он контролирует наличие спортивной формы, следит, чтобы дети переоделись в спортивную форму непосредственно перед физкультурным занятием. Сам воспитатель также приходит на занятие в спортивной форме.
Педагог лучше инструктора знает психологические особенности каждого ребенка своей группы. Особое внимание на физкультурном занятии воспитатель должен уделить гиперактивным детям (такие дети есть в каждой группе). Воспитателю известны секреты, которыми можно сберечь нервную систему ребенка от перевозбуждения. Еще до начала занятия воспитатель должен следить за самочувствием детей, проинформировать инструктора о физическом состоянии детей, о том, кто из детей пришел после болезни.
Во время занятий, воспитатель вместе с инструктором по физической культуре должен следить за самочувствием детей, определить первые признаки переутомления (покраснение лица, учащенное дыхание, если ребенок устал- предложить ему присесть на скамейку, стул, отдохнуть). При необходимости отвести к медицинской сестре детского сада.
Так как воспитатель является активным участником воспитательно-образовательного процесса на физкультурном занятии, то воспитателю необходимо самому знать методику обучения движениям, общеразвивающим упражнениям, особенности выполнения движения, технику выполнения, педагогические требования при обучении.
После совместного проведения занятия по физической культуре деятельность воспитателя не заканчивается. Новые двигательные умения и навыки он закрепляет с детьми при проведении индивидуальной работы (в течении дня в часы игр и прогулки). Кроме того, являясь главным источником информации о ребенке, воспитатель доводит родителям, законным представителям, сведения о том, как дети справляются с основными движениями, какие упражнения вызывают затруднения, об успехах детей, передает рекомендации инструктора.
Слайд 5
Физкультурные занятия делятся на подготовительную, основную и заключительную части и в каждой из них воспитатель должен выполнять определенные функции.
1. При ходьбе, беге, различных видах перестроений, инструктор по физкультуре дает команды, задает темп, а воспитатель координирует движение детей, соблюдение дистанции между ними
2. В ОРУ, когда все дети одновременно выполняют движения по показу или словесному указанию инструктора, воспитатель осуществляет индивидуальный подход к тем детям, у которых то или иное движение не получается (в основном - это дети из группы риска, часто болеющие дети, не регулярно посещающие занятия, вновь пришедшие в детский сад или просто с недостаточно развитыми, соответственно возрасту, мышцами, гибкостью, другими качествами. Чтобы не отвлекать других детей, воспитателю лучше делать замечания по ходу ОРУ шепотом, используя тактильный контакт. Если ОРУ выполняются с предметами (мячами, гимнастическими палками, обручами и т. д.) воспитатель помогает раздать и собрать пособия, особенно это относится к детям младшего возраста.
3. Перед выполнением основного движения (например, метание мешочка вдаль, инструктор объясняет детям задание, каким способом можно и лучше выполнять его. Для качественного выполнения основного движения необходимо правильное исходное положение, проконтролировать каждого ребенка одному инструктору не под силу, вот тут на помощь приходит воспитатель, который контролирует правильность принятия исходного положения вместе с инструктором.
4. Самое высокое эмоциональное напряжение, пик двигательной активности- в подвижной игре, в заключительной части занятия. Инструктор – сообщает название игры, объясняет правила, показывает разметку площадки, руководит ходом игры и действиями детей.
Воспитатель – на первом этапе разучивания берет на себя роль водящего, на последующих принимает участие в игре, следит за соблюдением правил и за внешними признаками утомления. Участие воспитателя в подвижных играх и игровых упражнениях улучшает эмоциональный настрой дошкольников, влияет на повышение уровня их двигательной активности.
Слайд 6
Самое главное! Не только инструктор, но и воспитатели на всех этапах занятиях должны знать и выполнять правила страховки детей во время выполнения движений и упражнений.
Слайд 7
Существуют разные способы организации детей во время проведения занятий физической культурой: фронтальный, групповой, индивидуальный, круговой тренировки. При использовании каждого из них функции педагогов также должны быть распределены
При фронтальном способе - одинаковые для всех упражнения выполняются сразу всеми детьми. И специалист, и воспитатель следят за правильностью выполнения упражнений и осанкой дошкольников.
При групповом способе организации дети распределяются на группы, каждая из которых выполняет свое задание. При этом инструктор по физической культуре занимается с одной группой, а воспитатель с другой.
Индивидуальный способ заключается в выполнении отдельных упражнений каждым занимающимся самостоятельно. Ценность индивидуального выполнения в том, что оно позволяет обратить внимание каждого ребенка на качество движения. Задача специалиста и воспитателя - помочь ему увидеть недостатки, а при необходимости прийти на помощь в нужный момент.
При организации круговой тренировки на занятиях физической культурой воспитатель и инструктор по физической культуре делят "станции" между собой, следят за качеством и обеспечивают безопасность выполнения упражнений, осуществляют при необходимости страховку. Зная индивидуальные возможности каждого ребенка, воспитателю необходимо расположиться так, чтобы оказать ему в нужный момент помощь
Слайд 8
Все вышерассказанное определяет важные функции воспитателя и показывает, какую огромную роль играет он на занятиях по физической культуре и в других формах физического воспитания в детском саду.
Слайд 9
Спасибо за внимание!