Инна Козлова
Консультация для педагогов «Роль воспитателей на утренниках в ДОУ»
Занимаясь подготовкой праздников и развлечений, педагоги и воспитатели прикладывают немало усилий и используют весь свой творческий потенциал для проведения детских мероприятий.
Воспитатель в широком смысле слова – это волшебник, мастер своего дела, искусник, артист!
Каждый утренник – это маленький спектакль, где педагогам приходится вживаться в роль, подбирать костюм, голос, интонацию, манеру поведения. Детский смех и улыбки – главная награда за старания. Педагоги перевоплощаются в разных мультяшных или сказочных персонажей: то становятся Королевой,то Кикиморой, Снегурочкой, Бабой Ягой, Котом Базилио, Лисой Алисой. Кажется, сыгранных ролей не перечесть.
Публикация «Консультация для педагогов „Роль воспитателей на утренниках в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2020
Все мы знаем,что обычно на каждой группе работает по два воспитателя. И мы знаем,что на утренниках один из них - ведущий,а другой - помощник,либо сказочный герой. Сегодня мы постараемся разобраться с ролью воспитателей на праздниках.
ВОСПИТАТЕЛЬ - ВЕДУЩИЙ.
Роль ведущего поручается воспитателю, обладающему артистичностью, умеющему держаться на сцене, эмоциональному, находчивому, знающего психологию каждого ребёнка.
Ведущий – это лицо, которое руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в органическое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями. От ведущего в большой степени зависит настроение на празднике, заинтересованность исполняемой программы.
Основная задача ведущего – тщательно готовиться к выполнению своих обязанностей!
Ведущий должен хорошо знать программу утренника, должен знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки. На утреннике он должен держаться свободно, естественно, говорить достаточно громко, отчетливо и выразительно. Утренник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступления и паузы - утомляют ребят. Ведущий должен быть находчивым импровизатором! На утреннике могут возникнуть непредвиденные моменты (дети не успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили музыкальный номер и др.).Ведущий должен уметь организованно заканчивать праздник, поблагодарить гостей, обязательно напомнить по какому поводу все собрались в зале,еще раз поздравить в конце всех с праздником!
Второй воспитатель также должен хорошо знать праздничную программу и весь ход праздника, отвечать за порученный им участок работы (например раздача атрибутов,музыкальных инструментов, надевание шапочек и т. п)
Ведущий и воспитатель группы должны знать песни; петь их с детьми 1-ой и 2-ой младшей, средней групп, подпевать с детьми старших групп. Дети подготовительной группы поют сами, но воспитатель должен быть готов подсказать слова или мотив песни.
Ведущий и воспитатель должны знать танцевальные движения: с малышами и детьми средней группы вставать на танец и в хороводы, детям старшей и подготовительной групп быть готовыми встать в пару или подсказать движение.
Ведущий и воспитатель группы должны знать стихи и детей, которые их читают. Быть готовыми в любой момент подсказать текст.
Ведущий не ограничивается знанием содержания праздника. Он, как и все, отвечает за дисциплину, порядок переодевания, выставления декораций и пр.
Ведущий отвечает за работу с родителями (просьба изготовить костюм, выступить на празднике и пр.).
Ведущий создает на празднике атмосферу радости и доброжелательства.
Ведущий несет ответственность за безопасность детей (следит за поверхностью пола, ковра, натяжению лент или веревок, подвешивание украшений, использования электрических приборов; вентилятор, проектор и пр.)
Итак, вывод:
РОЛЬ ВЕДУЩЕГО очень ответственна!
- знать программу
- быть эмоциональным
- выразительно исполнять текст
- уметь непосредственно общаться с детьми
-уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения
- задавать темп и общий настрой праздника.
ведущий руководит подготовкой к празднику и самим праздником.
- объединяет элементы праздника в целое, конферанс.
- поясняет детям всё происходящее.
- осуществляет связь между зрителями,героями,детьми.
Воспитатели, не выступающие в каких – либо ролях:
- находятся с детьми своей группы.
- внимательно следят, как дети воспринимают то или иное выступление.
- поют вместе с детьми.
- помогают детям, если это необходимо в танцах и при проведении игр.
- подготавливают атрибуты, детали костюмов.
- вовремя переодевают детей.
ВОСПИТАТЕЛЬ- СКАЗОЧНЫЙ ГЕРОЙ.
Воспитатели, выступающие в каких-либо ролях ,так же хорошо должны знать программу и весь ход праздника. Костюм для утренника необходимо взять заблаговременно, чтобы была возможность всё проверить: постирать, подшить, изготовить недостающие детали. Если вы поручаете родителям сшить или украсить костюм, приготовить атрибуты, то проследите, чтобы они принесли их заранее, а вы смогли проверить их. Во время проведения утренника внимательно следите, как воспринимают ребята Ваше выступление, помогайте им при проведении игр. Пойте и по необходимости танцуйте вместе с детьми. Взрослые персонажи так же участвуют в играх и танцах (встают в пары с детьми). Большое удовольствие детям доставляет сольное выступление воспитателя-героя (танец или песня)
ВЫВОД:
ВОСПИТАТЕЛЬ - СКАЗОЧНЫЙ ГЕРОЙ должен:
- знать свой текст наизусть
- быть раскрепощенным, артистичным и эмоциональным
- выразительно исполнять стихотворные тексты
- знать материал своего выступления,что за чем следует
- участвовать в танцах и играх с детьми
- уметь непосредственно общаться со зрителями и ведущим
-уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения
ПОДГОТОВКА К ПРАЗДНИКУ:
Воспитатель помогает украшать зал к праздникам и убирает после своего утренника все атрибуты. На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника. Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т. д. Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении. Перед утренником важно настроить детей на радостное, но ответственное событие в жизни группы, напомнить о правилах поведения на празднике:
- говорить не громко (не кричать);
- ходить спокойно (не бегать);
- помнить для чего мы находимся в зале;
- смело показывать свои способности;
- заботиться друг о друге (не обижать);
- помогать друг другу (не смеяться);
- внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому);
-не отвлекаться на родителей.
Напомнить детям,что по окончании праздника нужно организованно выйти из зала (за исключением праздников, когда дети фотографируются).
Часто встречающиеся ошибки в процессе проведения праздника:
*не следует всем взрослым танцевать с детьми, достаточно одного, кроме хоровода (относительно младших детей);
*стараться не вставать спиной к родителям, находить свое место на празднике справа или слева;
*во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом;
*все стихи обговариваются, если в этом есть затруднения, обратиться к старшему воспитателю;
*недопустимо спрашивать детей, кто хочет читать стихи (читать стихи хотят все);
*не используем в речи слово «стишок», говорим – прочитает стихотворение;
*неудачное выражение, которое может привести к столпотварению около ёлки, особенно для малышей - «подойдите к ёлке», нужно предложить детям взяться за руки и встать вокруг ёлки;
*перед праздником проверить количество стульчиков, атрибутики, музыкальных инструментов соответственно количеству детей на празднике;
(музыкальный руководитель не всегда знает точное количество детей,пришедших на утренник)
*Дед Мороз не должен относить свой «трон» от ёлки во время детских выступлений, удачнее поручить это кому-то другому ;
*если предлагаете подарки или угощения в зале, значит отдайте их детям именно в зале или не говорите об этом!
*перед тем, как дети должны войти в зал, не должно быть томительного длительного ожидания. Чтобы избежать этого нужно рассчитать время!
Праздник в детском саду – это прежде всего большая проделанная работа всего коллектива,поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого на этом празднике свои роли, свои обязанности. Очень трудно разделить вклад в утренник музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от обоих,от их совместно- организованной работы.
Слаженная работа коллектива воспитателей, возглавляемая музыкальным руководителем, обеспечивает проведение праздника на высоком художественном и организационном уровне. Только при таких условиях праздник – яркое, запоминающее событие в жизни сада, имеющее большое воспитательное значение.