Инга Мельникова
Опыт работы «Роль сказки в формировании у дошкольников элементарных экономических представлений»
▼ Скачать + Заказать документы
Область экономической действительности – одна из жизненно важных областей, в которую ребенок «включается» с детских лет.
Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления.
Публикация «Опыт работы „Роль сказки в формировании у дошкольников элементарных экономических представлений“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические сказки и стихи
- Темочки
Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических представлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.
Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Любая сказка «обучает» и «воспитывает», а значит, несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.
Для определения системы работы по формированию экономических представлений посредством сказки нами сначала были отобраны сказочные произведения разных видов (народные, авторские сказки, наиболее ценные с точки зрения экономического содержания : «Теремок», «Как Коза избушку построила», «Мужик и медведь», «Волк и семеро козлят», «Колосок», «Как старик корову продавал», «Кукушка», «Сивка-Бурка», С. Михалков «Три поросенка», К. Чуковский «Телефон».
Народные сказки использовались нами для ознакомления с экономическими представлениями (труд, производство, обмен, товар) и для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность и др.
В средней группе нами были введены такие элементарные экономические категории, как потребности, труд, товар. В старшей группе данные категории систематизировались и расширялись, и добавлялись новые понятия: экономика, ремесло, деньги, выгода, убыток. В подготовительной группе происходило обобщение и систематизация знаний детей по известным категориям и введение новых: бартер, реклама, бизнес, капитал.
В процессе формирования у дошкольников экономических представлений были использованы следующие методы, приемы и формы. Словесные методы – это чтение сказки с экономическим содержанием, рассказ от лица героев художественного произведения, рассуждения о поступках героев с экономических позиций.
Важную роль играет метод наглядности. Использование иллюстраций повышает интерес детей к прочитанному и позволяет наиболее глубоко проникнуть в содержание и смысл сказки.
И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание раскрывалось перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развило логику, самостоятельность и нестандартное мышление.
Логические и арифметические задачи, задачи-шутки с героями сказок оживили путь познания сложных экономических представлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности. Решение таких задач повышает интерес к экономическим знаниям. Творческие задания побудили детей к сочинению сказок экономического содержания.
Игры-драматизации дали возможность стать на позицию персонажа, проникнуться его эмоциями, воспитывали интерес к экономическому миру, развивали внимание, мышление, воображение.
Работа с экономическим словарем оказала незаменимую помощь в концентрации внимания дошкольников, сформировала словарь детей, дала объяснения многим непонятным экономическим явлениям.
В процессе работы мы инициировали у детей умение нестандартно воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки.
Формирование экономических представлений у дошкольников посредством сказки формирует интеллект детей, развивает интерес и любознательность дошкольников. Сказка помогает ребенку совместно со взрослым увлеченно и активно открывать маленькие экономические истины.