Татьяна Лебедева
Консультация для воспитателей «Роль невербальных средств общения при взаимодействии с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Познать другого- значит сформировать представление о нем, включающие характеристики его вне6шности, характера, способностях ;сведения о его отношении к различным сторонам действительности, к себе и к другим людям. От того,насколько полным и точным будет представление о другом человеке, зависит выбор способа поведения с ним.
Мимика - движение мышц лица, отражающие эмоциональное состояние другого человека: радость, удивление, страх, гнев, презрение и т. д.
Публикация «Консультация для воспитателей „Роль невербальных средств общения при взаимодействии с родителями“» размещена в разделах
Движения мышц лица могут носить произвольный и непроизвольный характер. В первом случае они передают действительное переживаемые состояния. Появление которых не зависит от воли человека,а во втором наигранные специально.
Для тренировки выражения своих эмоциональных состояний и для понимания эмоциональных состояний родителей можно порекомендовать педагогам выполнить следующие упражнения.
Упражнение «Передача чувств» Участники встают в шеренгу друг за другом, первый человек поворачивается ко второму и передает ему мимикой какое-либо чувство. второй человек должен передать третьему это же чувство и т. д. У последнего спрашивают какое чувство он получил и сравнивают с тем каое чувство было послано.
Жесты- движения рук или кистей рук.
Взаимодействуя с родителями педагогу необходимо обратить внимание на проявление у себя следующих жестов и правильно понять их значение у родителей :
• Беспокойство. нервозность- ритмические движения пальцев,рук,ступней, часто с очень малой амплитудой; неритмические повторяющиеся движения, типа ерзания по сиденью, вращение сигаретной пачки и т. д. ;
• Неуверенность – трогание спинки стула,прежде чем на него сесть;
• Неискренности - прикрытие рукой рта, прикосновение к носу;
• Сомнение,недоверие – попеременное опускание и поднимание плеч; наклон головы с боку на бок;
• Размышление, принятие решения – почесывание подбородка, захватывание носа в щепоть,соединенное с закрытыми глазами;
• Готовность с чем-то согласиться – протягивание вперед вверх открытой ладони ;
• Готовность к активности – резкий наклон, вскидывание головы;
• Уверенность – отсутствие жестов рукой у лица;
• Открытость,честность – раскрытие рук для объятий, протягивание рук к собеседнику, прикладывание одной или обеих рук к груди;
• Доверие – соединение пальцев наподобие купола.
Хотя жесты в меньшей степени чем мимика поддаются контролю и регуляции, тем не менее педагогу важно следить за собственной жестикуляцией в процессе общения с родителями.
Работа педагога по изучению и совершенствованию собственной жестикуляции может проходить с использованием специальных упражнений.
Упражнение «Сообщение». Участники разбиваются по парам. каждый должен без слов, с помощью одних жестов сообщить своему партнеру какую-то информацию, которую он должен понять и озвучить.
Поза – важный компонент выразительного поведения человека, характеризующийся определенным положением частей тела человека: головы, плеч, туловища и ног.
Поза не только способна передать состояние человека, но и выразить отношение к партнеру по общению, подчеркнуть свой и чужой статус.
В общении педагога с родителями важно избегать закрытых поз, демонстрирующих неприятие партнера, недоверие к нему, стремление занять лидирующую позицию. Это резкий наклон туловища назад или вперед, «жесткость» (человек держится очень прямо, неподвижность, скрещение частей тела (рук, ног, прятанье рук в карманы, отведение их за спину, сжимание челюстей, кулаков.
Возникновению контактов, доверия между педагогами и родителями способствуют открытые позы. О доверительности, согласии говорят расслабленная посадка Гловы, часто с отклонением назад; наклон головы вбок; открытый прямой взгляд в глаза, закрывание глаз на несколько мгновений с чуть обозначенным кивком головы; открытая и свободная улыбка; широкая удобная посадка, отсутствие скрещенных рук и ног; расстегнутый пиджак, куртка; использование жестов открытости, честности, расположения и доверия.
В процессе общения происходит синхронизация не только закрытых но и открытых поз. Если педагог будет демонстрировать открытую позу то поза родителей через небольшой промежуток времени станет синхронной, отношения улучшатся, позиции и взгляды друг друга будут восприниматься как согласующиеся.
Выразительность поз увеличить путем выполнения специальных упражнений.
Взгляд
Визуальное взаимодействие или контакт глаз дает человеку обратную связь т. е. обеспечивает информацию ее партнером по общению, вовлеченности партнера в коммуникацию.
В атмосфере делового общения педагога с родителями взгляд обычно бывает направлен в область переносицы собеседника. Опускания взгляда до уровня его губ создает атмосферу светского непринужденного разговора, что при взаимодействии с родителями нецелесообразно.
Не рекомендуется смотреть искоса, что для собеседника станет сигналом критического или подозрительного отношения к нему. Взгляд «сквозь» глаза партнера показывает что его не замечают или подчеркнуто не уважают. Такой взгляд сильно выводит из равновесия и может вызвать ответную агрессивную реакцию. О неуверенности в себе из-за робости, скромности или чувства вины свидетельствует уклоняющийся взгляд. Опущенный взгляд может вызвать впечатление ложности сообщения.
Взгляд принимает участие в регулировании дистанции общения.
Поскольку взгляд – это только один из компонентов выразительности поведения, его понимание достигается в сочетании с мимикой, жестами и позой.