Неля Адулова
Консультация для воспитателей «Роль загадки в обучении дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Загадка- это короткое описание предмета или явления, чаще в поэтической форме, которое содержит в себе хитромудрую задачу в виде вопроса, описательного рассказа.
Слово «загадка» происходит от «гадать», что означает думать и мыслить. В загадках предмет не называют, а лишь описывают его намекают. Загадки с давних времён были одной из форм обучения молодёжи, через них передавался жизненный опыт народа, знания, а так же проверяли умственные способности, смекалку, оценивались знания, наблюдения, допытливость. Загадки развивают абстрактное мышление, обогащают речь описаниями, сравнениями, эпитетами. Они влияют на развитие внимания, памяти, формируют умение творчески использовать ранее добытые знания, использовать анализ, синтез, проводить классификацию, обобщение, делать выводы.
Публикация «Консультация для воспитателей „Роль загадки в обучении дошкольников“» размещена в разделах
- Загадки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Разгадывание загадок- это сложная умственная деятельность. Активизируется и обогащается словарный запас, усваивается синтаксис родного языка, развивается представление о возможности переносного использования значения слов.
Например:
Вот иголки и булавки вылезают из-под лавки
На меня они глядят, молока они хотят.
(ёж)
Маленький мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет крохи собирает.
(воробей)
Стоит на поляне в красном платье Татьянка
Вся в белых крапинках.
(мухомор)
Сидит красная девица в темнице,
А коса на улице.
(морковь)
Отгадывание загадок влияет на развитие мышления и представления, развивается наблюдательность на основе восприятия.
Жёлтые клубочки ходят возле мамы-квочки.
(цыплята)
Летит, а не птица, воет, а не зверь.
(ветер)
Всегда во рту, а не проглотишь.
(язык)
Загадки содействуют развитию эстетического вкуса, морального воспитания,развивают способность эмоционально воспринимать окружающее, формировать любовь к народному творчеству, к родному краю, природе.
Что красно снаружи, бело внутри,
С зелёным хвостиком на голове.
(редиска)
Дел у меня немало – Я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки одеваю,
Белю поля, дома, зовут меня …
(зима)
Он бывает с толокном, с рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает. В печь сперва его сажают.
А как выйдет он оттуда, то кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят, по кусочку всё съедят.
(пирог)
Загадки- один из давних народно- поэтических жанров. На основе народных загадок писатели создали немало интересных литературных загадок. Со временем загадки перешли в детский фольклор. Как жанр народного творчества, литературная загадка продолжает народные традиции и базируется на таком же образном представлении предмета или явления, в сравнении и сопоставлении, но она существенно отличается от народной загадки. Литературная загадка отличается по форме. Народная загадка сохраняется в памяти народа, поэтому она короткая, точная.
Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, Тот слёзы проливает (лук)
Чёрен да не ворон, рогат, да не бык.
Шесть ног- без копыт
Летит-воет, сядет- землю роет. (жук)
Литературная загадка может иметь развёрнутое описание и множество признаков. Она имеет книжный стиль.
Вдоль по речке, по водице плывёт лодок вереница
Впереди корабль идёт, за собою их ведёт.
Вёсел нет у малых лодок, а корабль уж больно ходок.
Вправо, влево, взад, вперёд всю ватагу повернёт.
(утка с утятами)
У подъезда плакал мальчик: «Укусил мне кто-то пальчик»
А другой малыш кричал: «Кто-то уши мне надрал»
Третий трогал нос и щё ки: «Кто меня так больно щёлкал?»
Стало ясно детворе- невидимка во дворе.
(мороз)
Краткость народной загадки требовала чётких, выразительных, иногда грубоватых, речевых способов, разговорного стиля, привычного для устной речи.
Тематика загадок чрезвычайно разнообразна. Много всего среди них произведений про явления природы.
Пусты поля. Мокнет земля.
Дождь поливает. Когда это бывает? (осенью)
В синей чаще- алый мяч,
Он и светел и горяч. (Солнце)
Падают с ветки золотые монетки. (Осенние листья)
Много загадок бытового характера : о хозяйстве, орудиях труда, предметы домашнего использования, например:
Зубов много, а ничего не ест. (Пила)
В нашей кухне целый год Дед Мороз в шкафу живёт.
(Холодильник)
Загадки о человеке, строении его тела.
Стоят два кола, на колах- бочка,
На бочке кочка,на кочке лес дремучий (Человек)
Один говорит,двое глядят, двое слушают (Глаза,рот,уши)
С появлением письменности и распространения грамоты возникли загадки о книгах, знании, образовании:
Языка нет, а рассказывает. (Книга)
В белом поле, по дороге мчится конь мой одноногий.
И на много много лет оставляет чёрный след. (Карандаш)
Отдельно можно выделить загадки о средствах передвижения.
С рогами, а не коза. Есть седло, а не конь.
С педалями, а не рояль. Со звонком, а не двери. (Велосипед)
Что за птица: песен не поёт
Гнёзд не вьёт, людей и груз везёт. (Самолёт)
Загадки разнообразны не только по тематике, но и по содержанию. Об одном и том же явлении, предмете, животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его с разных сторон- одна описывает внешний вид, другаяхарактеристику применения. В загадках о предметах домашнего обихода обращается внимание на то, из чего сделан предмет, его назначение.
Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. (Ножницы)
Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник)
В загадках о животных дети узнают о величине, части тела, форме глаз, длине ног, ушей, хвоста. Некоторые загадки обращают внимание на то, где живёт животное, как защищается, какую пользу приносит людям, чем питается.
Летом серый зимой белый. (Заяц)
Хвост пушистый, мех золотистый.
В лесу живёт в деревне кур крадёт. (Лиса)
В загадках о растениях, овощах, фруктах отмечены особенности внешнего вида- форма, цвет, вкус.
Что красно снаружи, бело внутри с зелёным хвостиком на голове.
(Редиска)
На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива)
В соей работе я использую загадки как на занятиях, так и в течении дня, в игровой деятельности. Для закрепления знаний о характерных признаках предметов, их назначении, загадка- незаменимый способ. Использование загадок на занятиях- один из важных приёмов обучения. Они используются на всех занятиях из разных разделов программы.
Как правило, широко использую загадки на занятиях по развитию речи детей: во время наблюдений, экскурсий, экскурсий-осмотров, бесед, рассматривания картин, чтения художественных произведений, описания предметов, во время дидактических игр.
Загадки использую как приём, который способствует усвоению знаний, необходимых для наблюдения. Например перед наблюдением за рыбкой предлагаю загадку :
Стеклянный домик на окне с прозрачною водой
С камнями и песком на дне и с рыбкой золотой.
(Аквариум)
Затем спрашиваю: «Кто узнал этот домик? Как он называется? Чей это домик? Кто в нём живёт?» После этого дети внимательно рассматривают рыбку в аквариуме или на картинке. Загадки использую не только в начале занятия, но и в процессе наблюдений. Экскурсию-наблюдение групповой комнаты провожу с использованием загадок о предметах, которые есть в комнате. Начало занятия -рассматривание предметов с вопросами: «Из чего сделаны предметы? Для чего они нужны? Чем они похожи или отличаются?» Продолжение занятия- загадывание загадок о предметах (аквариум, часы, книга)
Четыре брата одним кушаком подпоясаны,
Под одной шляпой стоят. (Стол)
Ростом мал, да удал от меня ускакал. (Мяч)
С загадки начинаю беседу о временах года:
Дел у меня не мало- я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки одеваю,
Белю поля, дома зовут меня … (Зима)
Загадки о книге, карандаше, ручке, портфеле, тетради использую во время бесед о школе для закрепления знаний, уточнения представления о предметах необходимых ученику.
Использую загадки во время рассказывания, чтения художественных произведений. Например, во время рассказывания сказки «Рукавичка» спрашиваю у детей, какие они знают загадки о животных, которые жили в рукавичке. Можно загадывать загадки о героях литературных произведений, мультфильмов. В старшей группе провожу специальные занятия на загадывание и отгадывание загадок. Их может быть насколько видов, разнообразных по своей структуре, чаще эти занятия провожу в виде дидактических игр: «Кто здесь живёт?», «Магазин», «Соберём посылку», «Отгадай», «Назови цветок». Например, игра «Подбери отгадку». На больших карточках написаны загадки о времени, на небольших полосках бумаги- отгадки. Воспитатель читает загадку, а дети подбирают отгадки.
Что идёт не двигаясь с места. (Время)
Идут, идут, а всё тут да тут. (Часы)
Чёрная корова весь свет поборола (Ночь)
С целью научить детей самостоятельно составлять загадки проводится игра «Отгадай». На столе раскладываются картинки с изображением хорошо знакомых предметов. Ребёнок берёт картинку, не показывая и не называя её, описывает характерные признаки предмета. Все дети должны отгадать предмет по описанию.
Используются загадки и во время режимных процессов- в раздевалке, в умывальной комнате, в спальне. В раздевальной комнате во время одевания или раздевания детей можно загадать загадки об обуви и одежде.
Всегда шагаем мы вдвоём, похожие, как братья
Мы за обедом- под столом, а ночью под кроватью. (Туфли)
Во время умывания целесообразно использовать загадки о предметах туалета :
Ускользает, как живое, но не выпущу его я
Белой пеной пенится, руки мыть не ленится. (мыло)
Частый, зубастый вцепится в чуб вихрастый. (Расчёска)
В сальной комнате можно использовать загадку про постель :
Не зверь, а с ногами, не птица, а с перьями,
Не человек, а в одежде. (Кровать с подушкой, одеяло)
Таким образом, использование загадок даёт мне возможность воспитывать любознательного, вдумчивого, творческого человека. Загадки обогащают знания детей, проверяют уровень интеллектуальной подготовки, учат мыслить, обосновывать своё мышление