МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Роль логического мышления в интеллектуальном развитии дошкольника»

Римма Ильина
Консультация для воспитателей «Роль логического мышления в интеллектуальном развитии дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

Ильина Римма Васильевна, старший воспитатель МДОУ «Центр развития ребенка «Звездочка»- детский сад №8» города Железногорска Курской области

Консультация

«Роль логического мышления в интеллектуальном развитии дошкольника»

Публикация «Консультация для воспитателей „Роль логического мышления в интеллектуальном развитии дошкольника“» размещена в разделах

Дошкольное детство – это очень короткий отрезок в жизни человека, всего семь лет. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Расширяется среда деятельности ребенка – от общения только с матерью он переходит к общению со сверстниками и взрослыми. У него формируются определенные навыки, способности, умения и личностные качества (настойчивость, организованность, общительность, инициативность).

В этот период интенсивно идет познавательное развитие. Малыш овладевает родным языком, он учится не только понимать речь, но и овладевает фонетикой и грамматикой родного языка.

Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени, формируются основы личности. Ребенок начинает осознавать свое «я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать.

Малыш учится в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать ее выполнение. Происходит становление наглядных форм мышления, а также мыслительных операций. Появляются элементы логики, которые развиваются во всех видах деятельности.

Впоследствии логика будет иметь большое значение на всех этапах жизни ребенка до вступления его во взрослую жизнь.

В последнее время часто употребляется слова «логика», «логические операции» по отношению к ребенку, его мышлению. Но что же такое логика и нужна ли она маленькому ребенку? Чтобы ответить на этот вопрос, заглянем в историю.

Слово «логика» происходит от древнегреческого «логос», которое переводится как «понятие», «разум», «рассуждение». В настоящее время оно употребляется в следующих основных значениях.

Во-первых, этим словом обозначают закономерности в изменении и развитии вещей и явлений объективного мира. Их называют объективной логикой.

Во-вторых, логика — это закономерности в связях и развитии мыслей. Эти закономерности называют субъективной логикой.

Слово «логика» употребляется и в третьем значении. Логикой называют науку о закономерностях в связях и развитии мыслей. В этом значении она используется чаще всего.

Итак, логика — это наука о законах правильного мышления, о требованиях, предъявляемых к последовательному и доказательному рассуждению.

Формальная логика — одна из древнейших наук. Отдельные фрагменты логической науки начинают разрабатываться в 6 в. до н. э. в древней Греции и Индии. Индийская логическая традиция распространилась позднее в Китае, Японии, Тибете, Монголии, на Цейлоне и в Индонезии, а греческая — в Европе и на Ближнем Востоке.

Первоначально логика разрабатывалась в связи с запросами ораторского искусства как часть риторики. Эта связь прослеживается в Древней Индии, Древней Греции, Риме. Так, в общественной жизни Древней Индии, в период, когда проявился интерес к логике, дискуссии были постоянным явлением. Об этом пишет известный русский востоковед академик В. Васильев: «. Если явится кто-нибудь и станет проповедовать совершенно неизвестные дотоле идеи, их не будут чуждаться и преследовать без всякого суда: напротив, охотно будут признавать их, если проповедник этих идей удовлетворит всем возражениям и опровергнет старые истории».

Дискуссии были распространены и в Древней Греции. Выдающиеся ораторы пользовались большим уважением. Их избирали на почетные государственные должности, отправляли послами в другие страны.

Подавляющее большинство людей размышляет и рассуждает, не обращаясь за помощью к специальной теории и не рассчитывая на эту помощь. Некоторые склонны считать свое мышление естественным процессом, не требующим анализа и контроля, как например, дыхание или ходьба. Разумеется, это заблуждение. Наше стихийно сложившееся и неосознанное умение мыслить логически правильно далеко не всегда достаточно. Все мы умеем правильно говорить, но это не делает ненужным изучение грамматики. Логическая интуиция нуждается в прояснении не меньше, чем грамматика. Понимание принципов логической деятельности — одно их самых ценных наших знаний. Оно делает ум максимально точным и ювелирно тонким в своем анализе.

Не зная логики, человек может чувствовать, что или он сам или кто-то другой рассуждает неправильно. Но в чем ошибка? Как найти ошибку в обосновании какого-либо положения? Более того, как доказать, что противоположная сторона ошибается? Ведь простое утверждение «вы ошибаетесь» никого не убедит. Нужно показать, в чем человек ошибается.

Знание логики не только помогает убеждать людей в ошибочности их убеждений, но и ускоряет нахождение ошибок в рассуждениях.

Изучив типичные ошибки и освоив навыки их обнаружения, ошибки замечают мгновенно, почти автоматически. Являясь теоретической наукой, логика объясняет, почему тот или иной способ рассуждения является правильным или неправильным. Это дает возможность анализировать способы рассуждения, с которыми человек ранее не встречался.

Как наука, логика изучается в высших и специальных заведениях. Знание законов логики важно при выработке решений в сложных, запутанных ситуациях, при управлении простыми и сложными системами.

Логическое мышление — это умение сравнивать, анализировать, рассуждать, делать умозаключения. Владея навыками логического мышления, человек сможет быстрее освоить профессию и более успешно реализовывать себя в ней, не растеряется, попав в тяжелые жизненные обстоятельства.

Чтобы понять, доступна ли логика дошкольнику, вспомним особенности мышления детей в дошкольном возрасте :

1) ребенок решает мыслительные задачи в представлении — мышление становится внеинтуитивным.

2) речь приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач

3) детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления

4) появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возникает планомерность мышления

5) экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения

Таким образом, к концу дошкольного возраста развиты следующие виды мышления : наглядно-действенное, наглядно-образное и элементы логического мышления. Наглядно-действенное мышление — это мышление в действии (у младших дошкольников). Наглядно-образное мышление — это мышление образами, умение решить задачу в представлении (старшие дошкольники). Таким образом, особенности мышления указывают на то, что логические операции доступны детям дошкольного возраста.

У детей формируется умение рассуждать, делать умозаключения. Значит, на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки и умения, приобретенные в дошкольный период будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте — в школе.

Но все мыслительные операции развить за один год невозможно, становление мыслительной деятельности происходит на протяжении всего дошкольного периода.

К проблеме развития мыслительных операций обращались не только известные мыслители и философы прошлых веков. Эти вопросы волновали и методистов-математиков, занимающихся математическим развитием дошкольников. Так, в материнских школах Франции выделялись три вида деятельности дошкольников : классификация, сходство, формирование понятий пространства и времени. Французскими педагогами предлагалась целая система логических игр для детей разного возраста. В играх у детей развивалась способность к рассуждению, пониманию, самоконтролю, умению переносить усвоенное в новые ситуации. Дети 5-6 лет, используя математический язык, должны были четко и кратко излагать свои мысли, обнаружить и исправить ошибки, допущенные другим ребенком. М. Фидлер (Польша) и Э. Дум (Германия) также придавали особое значение в математической подготовке — умению детей классифицировать и упорядочить предметы по различным признакам. Бельгийский математик Ж. Пате в своей методике формирования представлений об отношениях использовал многоцветные графы, которые способствовали развитию абстрактного мышления как предпосылки логического мышления.

Из советских педагогов развитию начал логического мышления уделяли внимание :

1) Н. И. Непомнящая в своем исследовании «Использование наглядного моделирования в процессе обучения решению арифметических задач».

2) Р. И. Говорова, О. М. Дьяченко, Т. В. Лавреньева в своих исследованиях «Способность дошкольников к наглядному моделированию при ознакомлении с пространственными отношениями»

В настоящее время некоторыми педагогами используется идея простейшей логической подготовки дошкольников (А. А. Столяр).

Однако, несмотря на совместный научный поиск зарубежных и отечественных педагогов, психологов проблема развития логического мышления на современном этапе по-прежнему остается актуальной.

Одной из важных причин раннего знакомства детей с логикой является изменившееся система дошкольного образования и проблема неготовности к учебной деятельности.

Несмотря на внешнюю привлекательность читающих и пишущих детей существует проблема в начальной школе — неумение детей логически мыслить, правильно оценивать ситуацию, принимать самостоятельные решения, отличить главное от второстепенного. Значит, одна лишь интеллектуальная готовность не обеспечивает успешного вхождения ребенка в школьную учебную деятельность. Поэтому очень важно в дошкольный период развить у детей навыки логического мышления. Если они не сформированы, то ребенку будет труднее даваться учеба — решение задач, выполнение упражнений потребуют от него больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учебе.

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мылить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовольствие.

Вторая причина актуальности темы (логическое мышление и математика) — это растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика.

Стремительное наступление эры информации приводит к неуклонному перекачиванию трудовых ресурсов в информационную сферу многих видов человеческой деятельности. Следствие этого очевидно – вычислительная техника будет партнером наших детей в течение всей их дальнейшей жизни. Освоив основы логики и информатики как можно раньше, ребенок может применять полученные знания практически в любой профессии.

Публикации по теме:

Роль развивающей среды в развитии логического мышленияРоль развивающей среды в развитии логического мышления На тему: Развитие логического мышления через развивающую среду МБОУ «Мумринская СОШ» Воспитатель Жалбусинова Р. Н. 2013г октябрь.

Загадка. Виды загадок и их роль в интеллектуальном развитии дошкольника Введение новых технологий при обучении дошкольников продиктовано изменением современной педагогической ситуации, характеризующейся гуманизацией.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Роль логического мышления в интеллектуальном развитии дошкольника»
Опубликовано: 5 мая 2015 в 21:57
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Роль логического мышления в интеллектуальном развитии дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Римма Ильина (УИ 341156) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД