наталья суптеля
Консультация для воспитателей «Речевое развитие младших дошкольников посредством малых форм фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей «Развитие речи младших дошкольников посредством малых форм фольклора»
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В «Концепции дошкольного воспитания» отмечено, что дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи, и если возрастной уровень овладения родным языком не достигнут, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Неслучайно современные программы воспитания и развития дошкольников рассматривают развитие речи в качестве одной из основных задач дошкольного образования.
Публикация «Консультация для воспитателей „Речевое развитие младших дошкольников посредством малых форм фольклора“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. Ребенок понимает часть слов и не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям. Действия взрослого при этом играют важную роль, которым ребенок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в раннем возрасте. При недостатке общения, речь ребенка не развивается, и он может вырасти замкнутым. Наилучшим способом влияют на развитие речи ребенка произведения устного народного творчества. В. А. Сухомлинский считал сказки, песенки, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.
К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за телевизором, компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, малые произведения народного творчества практически не используются в дошкольном возрасте.
Поэтому одним из важных направлений профессиональной деятельности считаю формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста через использование малых фольклорных форм.
Знакомство детей с фольклором начинается с потешек, песенок, сказок. Неоценимую роль потешки играют в адаптационный период. Потешки, помогают установить контакт с ребенком, вызывать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. Для игры с детьми подбираются игрушки, чтобы среди них были персонажи из потешек, сказок. Через некоторое время дети уже сами с большой охотой, просят прочитать понравившуюся потешку, спеть колыбельную песенку кукле. Следующим этапом по работе с потешкой является обыгрывание сюжета. Дети с удовольствием откликаются на предложение развернуть игровое действие в ролях, и представить себя например петушком, лисичкой, собачкой, кысонькой-мурысонькой и т. д.
Ежедневно потешки можно использовать в режимных моментах при умывании, кормлении, одевании, при укладывании на дневной сон. Наблюдения показывают, что это вызывает положительный эмоциональный отклик у младших дошкольников, так как они делают речь образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела. У детей при этом развивается память, внимание и речь, формируются культурно-гигиенические навыки. Простота потешек, их мелодичность звучания помогают запомнить их большое количество, и ежедневно применять в режимных моментах.
При использовании потешек, песенок, закличек в непосредственно образовательной и совместной деятельности ведется работа по развитию звуковой и интонационной культуры речи. Работа над проговариванием, договариванием слов, над чувством ритма, эмоциональностью воспроизведения, умение регулировать темп, громкость, дыхание. Например при чтении заклички «Солнышко-колоколнышко», предлагала детям сказать так, чтобы солнышко их услышало. Противоположным свойством обладают пестушки, колыбельные песенки, их хочется проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно.
Чтобы сформировать связную речь ребенка, необходимо научить его пользоваться различными звуковыми средствами. Это и интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов. Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах. Заучивание и обыгрывание диалогического фольклорного текста помогает детям освоить вопросительную интонацию. Этому способствуют потешки «Кысонька-мурысенька», «Курочка-рябушечка», и другие.
Малые фольклорные формы способствуют обогащению словаря детей.
Расширяются знания детей об окружающем мире: живой, неживой природе, людях, их быте, традициях, обычаях. Благодаря загадкам, дети узнают о предметах домашнего обихода (печь, веник, совок, ведро, о явлениях природы и небесных светилах (радуга, дождь, гром, звезды, солнце и т. д.).
Потешки являются хорошим материалом для пальчиковых игр, хороводных игр, для игр на развитие речи и координации движения. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение, что способствует формированию речевых умений и навыков.
Русские народные сказки воспитывают умение слушать тексты, следить за развитием сюжета, сопереживать героям. По сюжетам сказок детям обьясняются поступки персонажей и последствия этих поступков. К сказкам можно подобрать подходящую пословицу. Пословицы придают нашей речи яркость и образность. Они учат, советуют, предостерегают, хвалят, высмеивают. Например к сказке «Заюшкина избушка» подходит пословица «На чужой каравай-рот не разевай». К сказке «Теремок», «Рукавичка» пословица «В тесноте, да не в обиде». К сказке «Гуси-лебеди» - пословица «Слезами горю не поможешь», к сказке про репку- «В одиночку не одолеешь и кочку». К сказке «Лиса и журавль» подходит пословица «Как аукнется, так и откликнется» и т. д. В этом жанре народного творчества собран жизненный опыт поколений, и на примере сказок детям легче понять смысл образных высказываний и начать использовать их в своей речи.
Инсценирование и драматизация сказок, способствует развитию связной, грамматически правильной диалогической формы речи, формируется эмоциональное общение, развивается понимание вербальных средств и невербальных Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Дети быстро запоминают такие образы, как петушок - золотой гребешок, козлятушки - ребятушки, коза – дереза, лисичка-сестричка и другие.
Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию являются различные досуги, праздники и развлечения с использованием фольклорного материала.
При выборе малых фольклорных форм важно, чтобы они были доступны детскому восприятию и содержали основные общечеловеческие ценности и ориентиры. При использование в работе малых форм фольклора, у детей развиваются разные виды речи, развивается стремление к самостоятельной передаче образа, способность понимать и переживать образ. Дети знакомятся с ярким и выразительным народным языком, они становятся доброжелательны и открыты при общении с взрослыми и сверстниками.