Ирина Соколова
Консультация для воспитателей «Развитие связной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
«Консультация для воспитателей»
Подготовила и провела воспитатель ГБДОУ № 57 Соколова И. В.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие связной речи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Связная речь – наиболее сложная форма речевой деятельности. Ребенок должен научится рассказывать не просто называя,предмет и описывая его, но и рассказать о каком-то событии, явлении. Рассказ должен состоять из ряда предложений. События должны быть последовательными и логически связанными.
Что бы связно рассказать, о чем - либо нужно четко представлять себе предмет, событие, устанавливать причинно-следственную связь. Главная задача при развитии связной речи, развитие монологической речи. В речи монологического типа ребенку необходимо говорить образно, эмоционально и при этом мысли должны быть сосредоточенными без отвлечения на детали.
В диалоге предложения являются односложными, они наполнены интонациями и междометиями. В диалоге важно умение быстро и точно формулировать свои вопросы и давать ответы на поставленные вопросы собеседника.
Средствами развития связной речи являются :
• сказки;
• дидактические игры;
• театрализованные игры.
• наглядное моделирование;
• ТРИЗ и ИКТ.
В занятиях с ребенком можно использовать средства наиболее подходящие для его возраста и интересов или же комбинировать их.
Развитие связной речи на занятиях с использованием метода сказкотерапии должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка. Важным в этой области является сочинение, придумывание сказки, придумать и рассказать свою версию сказки.
Например: «Обманул Колобок Лису и укатился дальше, что было с ним потом?» или например сказка : «Лягушка путешественница»- упала лягушка в болото, утки улетели, а что было с лягушкой дальше? Кого она встретила в болоте и т. д. Ребенок может придумывать разные варианты продолжения сказки.
Так совместно с детьми мы придумывали и рисовали продолжение сказок совместно с родителями, создавали книжки-малышки с продолжением сказок.
Очень хорошо использовать в этой области разные предметы для фантазирования и придумывания своей сказки. В своей работе я использовала для сочинения сказки даже столовые приборы и посуду. Так предложенные детям столовые приборы: ложка превратилась в принцессу, а вилка стала принцем, большая ложка стала королевой, блюдце- большой каток и т. д.
Детям понравилась такая идея, сказка, придуманная, ими с использование приборов вызвала восторг и у родителей.
Родители оказывают помощь в нашей работе. Они с удовольствием откликаются на просьбу изготовить поделки из природного материала или поделки из овощей, фруктов, листьев.
Каждую поделку мы рассматривали, делали фотографии и потом по каждой поделке сочиняли сказку. Дети с удовольствием и радостью сочиняли сказку по своей поделке. Сочиняли. совместно помогая и дополняя друг друга при рассказывании.
Так мы получились наши книги «Путешествие веселой семейки»
«Приключение Колобка в осеннем лесу» «Герои сказок встречают Новый год» «Осенняя сказка»
Дидактическая игра- одна из форм обучаемого воздействия воспитателя на ребенка. Так же игра- основной вид деятельности детей. Игра реализует обучающую и игровую цели. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, облегчает процесс усвоения знаний.
Можно выделить следующие виды дидактических игр: игра-путешествие. Этот вид игр помогают ребенку обратить внимание на то, что находится рядом. Они развивают наблюдательность, помогают преодолевать разные трудности. В игровой деятельности постановка задачи, способы решения и поэтапное решение задачи.
Игры-поручения. Действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игры- загадки в основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать,делать выводы.
Игры-беседы. В основе их лежит общение. Такая игра воспитывает у детей умение слушать вопросы и ответы, дополнять сказанное, высказывать суждения.
Игры должны соответствовать умственным и возрастным возможностям детей.
Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
При работе по развитию связной речи используются следующие задания и упражнения:
Составление предложений с использованием фланелеграфа. Объединение этих предложений в рассказ.
Ребенок отбирает несколько персонажей и предметы, с которыми будут манипулировать их «герои». На фланелеграфе оформляются разные ситуации, о которых рассказывает ребенок. Затем с помощью взрослого составляется рассказ.
. Составление рассказа по картинке и серии картинок.
Сначала ребенок слушает рассказ. По прочтении надо предложить выбрать и разложить в нужной последовательности соответствующие картинки. Ребенку задается серия вопросов, с помощью которых определяется, что было в рассказе сначала, потом и чем все закончилось.
Составление рассказа-повествования.
Дети могут составлять разные типы повествований: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказы по картине, серии картин.
. Составление рассказов-описаний.
Этому виду заданий предшествует большая работа по сравнению предметов. Сравнение активизирует мысль детей, направляет внимание на отличительные и сходные признаки предметов. Дети могут описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки, явления природы, людей и животных.
Необходим большой словарный запас. Для его развития можно играть в разные игры, способствующие обогащению словарного запаса.
«Подбери словечко» - Зеленый: огурец, трава. Листья на дереве
Красный-помидор, мяч, шар,
Круглый ит. д.
«Угадай что»
-Ствол,ветки. листья кора-дерево
Клюв. Перья. Крылья- птица.
Кузов, кабина колесо фары- грузовик.
Гирлянда, шары, фонари- новогодняя елка.
«Запоминай-ка» только птицы: аист, ласточка, сова, стрекоза, бабочка, ворона.
Назови только птиц.
«Яблоко, груша, банан, капуста, ананас- назови только фрукты.
«Магазин» два круга внешний и внутренний слова ведущего: «Мы по кругу идем с собой овощи берем» кто из внутреннего круга быстро назвал овощи, переходит во внешний круг.
Такие задания можно давать и на лексические темы «Мы по кругу идем с собой перелетных птиц берем, мебель, одежду и т. д.» Ребенок должен назвать и дать краткое описание, например: «Длинноклювого длинноногого аиста. Или «Синюю меховую куртку» и т. д.
Игры ТРИЗ «Хорошо плохо» помогают ребенку развивать речь- доказательство, объяснять, почему он так считает.
Например: «Зима-это хорошо или плохо?»
«Хорошо можно играть в снежки» «Хорошо можно кататься на санках»
Или «Плохо очень скользко, холодно» и т. д.
Игры «Да нет» Воспитатель загадывает, например кошку. Дети задают вопросы «Это животное? Оно большое? Оно живет в лесу? И т. д
Воспитатель отвечает только да нет, пока дети не угадают задуманное.
При составлении рассказов в нашей работе очень хорошо использовать схемы, мнемотаблицы.
Благодаря схемам и мнемотаблицам ребенок быстрее запоминает стихи, опираясь на мнемотаблицу детям легче составлять рассказы.
При помощи таких игр и упражнений можно помочь ребенку научится рассказывать, описывать предметы, повысить его словарный запас.