Юлия Храбрых
Развитие образной речи дошкольников в процессе музыкального воспитания
Образность речи способствует созданию наглядно чувственных представлений о предметах и явлениях; существенные характеристики образности речи дошкольников – яркость, метафоричность, богатство (разнообразие) используемых языковых средств, точность, оригинальность, самостоятельность.
В языкознании и лингводидактике накоплен богатый материал, характеризующий категорию образности речи. Важно подчеркнуть, что образными единицы языка становятся в контексте и связаны с актуализацией ситуации речевого общения.
Публикация «Развитие образной речи дошкольников в процессе музыкального воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Большое влияние на образность речи оказывает восприятие произведений искусства. Богатые возможности для развития образной, выразительной речи детей имеют разные виды музыкальной деятельности.
Основными задачами музыкального воспитания дошкольников являются : развитие музыкальных и творческих способностей детей; формирование начал музыкальной культуры. При восприятии, исполнении, оценке музыки формируется музыкальный вкус, когда ребенок более или менее мотивированно отдает предпочтение тем или иным произведениям. В музыкальном вкусе проявляется единство эмоционального и интеллектуального начал.
Ведущим видом музыкальной деятельности является восприятие музыки. Эстетические переживания и эмоции – основа эстетического восприятия. Ребенок, воспринимая музыку, интуитивно или сознательно оценивает ее. Музыкальное произведение может быть оценено на основе одних эмоций, без осознания того, что в нем выражено. Но, если ребенок, пусть элементарно, высказывает свои впечатления от музыки, он способен глубже ее прочувствовать и познать. На взаимосвязь восприятия музыки слова обращал внимание В. А. Сухомлинский: «Слово должно настроить чуткие струны сердца…Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке».
Эстетические эмоции объединяют эмоциональное и интеллектуальное отношение ребенка к музыке. В связи с этим важной задачей является развитие выразительной связной речи детей.
Изучение состояния работы в практике показывает, что часто музыкальный руководитель сталкивается со скудностью лексикона детей при определении ими характера музыкального произведения, при ответе на вопросы: «Что выражает музыка?» (различные чувства, настроения, «О чем рассказывает музыка?», «Как рассказывает музыка?» (средства музыкальной выразительности). Необходима специальная работа по обогащению детской речи разнообразными образными средствами языка.
В отечественной методике накоплен богатый материал, характеризующий взаимосвязь музыкального и речевого воспитания (А. В. Кенеман, Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова и др.). Прежде всего он касается комплексного использования методов развивающего обучения.
В нашем опыте проверена эффективность взаимосвязи музыкального воспитания и развития речи старших дошкольников в процессе разных методов.
Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности:
наглядно-слуховой и наглядно-зрительный. С помощью наглядно-слухового метода осуществляется восприятие музыки. Основное содержание метода – исполнение музыкальных произведений педагогом или слушание музыки в аудиозаписи. Перед детьми ставится проблемная ситуация: сравнить, сопоставить «живое» исполнение с аудиозаписью; сравнить два-три произведения, контрастных по звучанию или близких по настроению, жанровой принадлежности, средствам музыкальной выразительности и т. д.
Словесный метод является универсальным в педагогике. Беседа, рассказ, пояснения, разъяснения, пересказ – разновидности этого метода и в музыкальном воспитании. В беседе о музыке с детьми важно определить ее характер, настроения, выраженные в ней, изобразительные моменты; определить, какие чувства она вызывает. Кроме того, понять с помощью каких средств музыкальной выразительности, создан тот или иной образ.
Характеристики музыки : веселая, грустная, сердитая, стремительная, суровая, светлая и т. д. – являются словами-образами и употребляются в переносном значении. При этом предоставляются большие возможности для обогащения и активизации словаря прилагательных и наречий. Известно, что только два процента словарного запаса детей дошкольного возраста составляют имена прилагательные. А это ведь и есть слова-образы, слова-качества, без которых не обойтись. В связи с этим, эффективным является использование «словаря эстетических эмоций», в который включены примерные группы терминов-синонимов. Например, бодрая музыка - четкая, торжественная, решительная, мужественная, отважная, солдатская, строгая, смелая, храбрая, уверенная, сильная, военная; шутливо – насмешливо, комично, лукаво, иронически, забавно, шутовски, легкомысленно, шаловливо, ребячась; таинственно – сказочно, фантастически, замысловато, загадочно, причудливо, затаенно, странно; торжественно - радостно, празднично, ликуя, величественно, победно, роскошно, жизнерадостно, пышно.
Кроме более широкого употребления прилагательных в речи дошкольников, следует обратить внимание и на использование в высказываниях детей глаголов. Описывая листопад, (П. Чайковский «Осенняя песнь», Левитан «Золотая осень», дети употребляют преимущественно слова «желтеют, летят, падают», но редко говорят: «облетели, опали, пожелтели». Движение людей они чаще всего обозначают словом «идут», а движение машин словом «едут». Употребление слов-синонимов – «шагают, двигаются, плетутся» и «мчатся, спешат, скользят, мелькают» - значительно повышает образность речи.
Развитие связной образной речи детей на музыкальных занятиях предполагает использование стихотворений, сказочных сюжетов. Они могут предварять прослушивание музыкальных произведений, если они близки по настроению характеру музыки. Поэтические выражения и образные слова применяются для характеристики музыкального произведения.
Практический метод музыкального воспитания оказывает большое влияние на развитие речи. Б. М. Теплов в книге «Психология музыкальных способностей» обращает внимание на то, что всякое полноценное восприятие музыки есть активный процесс, предполагающий не только слушание, но и «соделывание», которое включает в себя разнообразные движения. Восприятие ритма, дополненное движением, помогает определить его жанр (песня, танец, марш, разновидности танцев (вальс, полька и др.) Музыка сама подсказывает, как двигаться. В первом случае плавно, изящно, кружась; во втором быстро, игриво, подпрыгивая.
Несомненно, обогащают речь детей и слова-подговорки к танцевальным движениям. Дети в непринужденной обстановке их запоминают и употребляют в повседневной жизни, в самостоятельной игровой деятельности. Речь детей обогащается образными сравнениями..
Такой вид музыкальной деятельности, как пение, также развивает образную речь детей. Во-первых, этому способствует сам поэтический текст песни, во-вторых используется такой прием, как пересказ содержания песни своими словами после первого ее прослушивания. Расширяется словарь музыкальных терминов, речь детей обогащается, становится более выразительной.
Большое значение для развития образной связной речи дошкольника имеет обращение к народной педагогике, народной мудрости. Ребенок органически включается в окружающую жизнь, учится наблюдать и понимать ее, живет в контакте с природой. Народно-музыкально-поэтическое творчество – хороводы, прибаутки, заклички, частушки – это родные корни, основа, необходимая для развития речи ребенка. Это то, что связывает его с Родиной. Дети с большим удовольствием инсценируют народные песни, дают словесные характеристики персонажам, выбирают костюмы и атрибуты, обосновывая свой выбор.
Таким образом, разные виды музыкальной деятельности предоставляют большие возможности для развития выразительной, образной речи детей.