МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи и формирование навыков общения у детей»

Наталия Другова
Консультация для воспитателей «Развитие связной речи и формирование навыков общения у детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие связной речи и формирование навыков общения — одна из главных задач детского сада.

Связная речь представляет собой развернутые высказывания, находящиеся в смысловом и структурном единстве и обеспечивающие общение людей.

Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие связной речи и формирование навыков общения у детей“» размещена в разделах

Если в раннем возрасте речь малыша ситуативна, экспрессивна, то к концу дошкольного возраста ребенок овладевает и контекстной речью. К семи годам нормально развивающийся ребенок должен овладеть основными формами устной речи — внешней (устной) и внутренней, диалогической и монологической.

Диалогическая речь — наиболее простая форма устной речи, характеризующаяся семантическим, структурным и смысловым единством, служащая для непосредственного живого общения людей. Эта форма речи ситуативна и эмоциональна, так как участвующие в диалоге используют неязыковые выразительные средства: жесты, мимику, интонации, взгляды. Диалог состоит из отдельных реплик и поддерживается собеседниками, что позволяет опускать некоторые элементы развернутого высказывания, использовать стереотипные разговорные конструкции.

Развитие диалогической речи находится в тесной связи с развитием внимания, памяти, мышления, формированием словаря и грамматического строя речи детей, таких качеств личности, как общительность, вежливость, а также ряд навыков поведения.

Дошкольники овладевают диалогической речью под руководством взрослых. Средства влияния педагога на диалогическую речь дошкольников разнообразны, но важнейшим из них

является организация речевого общения детей в повседневной жизни и на занятиях.

Рассмотрим один из самых действенных приемов развития диалогической речи дошкольников — беседу.

Беседа представляет собой заранее подготовленный разговор педагога с группой детей на определенную тему. Беседа является активным методом умственного воспитания дошкольника, потому что побуждает ребенка воспроизводить наиболее значимые, существенные факты, учит сравнивать, рассуждать, обобщать. В беседе постепенно формируются связные логические высказывания, оценочные суждения, активизируется словарь, так как педагог побуждает детей подыскивать для ответа наиболее точные, удачные слова. Таким образом, беседа стимулирует развитие мышления и речи дошкольника в единстве. Темы бесед намечаются в соответствии с изучаемыми лексическими темами и в рамках ознакомления дошкольников с окружающим.

В беседе можно выделить такие структурные компоненты, как начало, основная часть, окончание.

В начале беседы необходимо создать соответствующий теме эмоциональный настрой, вызвать у детей интерес к теме беседы, пробудить желание общаться, оживить имеющийся у детей опыт, активизировать их внимание. На этом этапе могут использоваться разнообразные приемы: демонстрация игрушки, предмета, живого объекта, фотографии, предметной или сюжетной картинки, загадывание загадки или чтение стихотворения, прослушивание фрагмента музыкального произведения. Следует объяснить детям цель беседы и обосновать ее необходимость.

Основная часть беседы обычно делится на этапы, каждый из которых соответствует определенному разделу темы. Используя разнообразные приемы, педагог должен обеспечивать плавный переход от одного этапа к другому, подводя итог высказываниям детей. Основным приемом работы в этой части беседы является вопрос, потому что именно вопросы позволяют поставить перед детьми мыслительно-речевую задачу. Важно, чтобы вопросы были четкими и конкретными, задавались неторопливо. Особенно ценны вопросы проблемного характера: почему? Зачем? По какой причине? Откуда? Как узнать? Педагогу следует давать детям указания, как следует отвечать — кратко или полно. Если на вопрос требуется развернутый ответ, целесообразно наметить план ответа. Можно активно использовать и такие приемы, как показ наглядного материала, чтение отрывков художественных произведений, рассказ или объяснение, игровые задания и занимательные упражнения. Следует отметить, что демонстрация наглядного материала во время беседы должна быть кратковременной, педагогу следует вовремя убрать продемонстрированный предмет или картинку, чтобы они не отвлекали детей. В этой части беседы важно следить, чтобы эмоциональный настрой детей не только сохранялся, но и нарастал, что позволит удерживать их внимание. Решению этой задачи способствует использование игровых приемов и чтение художественных произведений.

Конец беседы краток по времени и подводит к синтезу темы. Эта часть беседы наиболее эмоциональна, действенна: рассматривание раздаточного материала, выполнение игровых упражнений, чтение художественного текста, пение, пожелания детям в их дальнейших наблюдениях.

Педагогу следует уделить особое внимание активизации каждого ребенка в процессе беседы, для чего можно использовать различные приемы: предварительную подготовку детей, дифференцированные вопросы и задания.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие навыков общения у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Игра-это право ребенка, спутница детства. Игра-это ведущий вид деятельности ребенка дошкольника. Она важна для своевременного и полноценного.

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей» Развитие грамматически правильной связной речи и мышления у детей являются одной из центральных задач речевого воспитания. Учить ребенка.

Консультация для воспитателей «Два основных вида связной речи. Особенности формирования связной речи у детей с ОНР» ДВА ОСНОВНЫХ ВИДА СВЯЗНОЙ РЕЧИ. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР. Своевременное овладение правильной речью имеет важное.

Консультация для воспитателей. «Формирование связной речи детей дошкольного возраста» Формирование связной речи детей дошкольного возраста. Роль пересказа: 1. Совершенствуется структура речи, ее выразительные качества, произношение.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи и мышления дошкольников» «Речь – это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им». Г. Гегель Развитие речи теснейшим образом.

Консультация для воспитателей «Развитие связной диалогической речи посредством игр и игровых упражнений» Развитие связной диалогической речи по средствам игр игровых упражнений. Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать.

Консультация для воспитателей «Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР III уровня» Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи занимается не только логопед, но и воспитатель.

Консультация «Формирование навыков речевого общения (культура общения) со сверстниками и взрослыми» При обследовании детей используйте следующие способы: наблюдения (на занятиях, во время игры и в повседневной жизни); беседы с воспитателями,.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Развитие связной речи детей дошкольного возраста в игре» Игра – ведущая деятельность ребёнка в дошкольном возрасте. Именно в процессе игры ребёнок усваивает этические и моральные нормы общества,.

Развитие навыков связной речи детей дошкольного возраста в условиях билингвизма Развитие навыков связной речи детей дошкольного возраста в условиях билингвизма. Р. И. Комогорцева ГО «Поселок Агинское» В настоящее время.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие связной речи и формирование навыков общения у детей»
Опубликовано: 8 апреля 2018 в 14:25
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Развитие связной речи и формирование навыков общения у детей»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Другова (УИ 207787) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД