Ольга Бондарева
Консультация для воспитателей «Приемы активизации познавательной деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Хочу поделиться эффективными приемами активизации познавательной деятельности дошкольников
Что такое "познавательная мотивация"?
Введение
Современные психологи и педагоги едины в том, что качество и результативность обучения и воспитания дошкольников зависят, прежде всего, от мотивационной сферы. Формирование мотивации в дошкольном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современного образования.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Дошкольный возраст уникален для овладения массой признаков и свойств окружающей действительности,т. е. для усвоения сенсорных эталонов (цвет,форма,величина,пространство,время,алфавит,числовой ряд и т. д.). в силу таких психических особенностей ребенка, как интенсивное формирование познавательных процессов, быстрое запоминание языковой информации, эмоциональная отзывчивость.
На раннем этапе обучения важным моментом является создание устойчивой мотивации к учебной деятельности, то есть формирование у дошкольников устойчивого интереса к изучаемому материалу. В связи с чем, именно, на раннем этапе изучения занятия должны быть яркими, необычными как по форме, так и по содержанию.
Мотивация - это внутренняя психологическая настроенность личности дошкольника,желание познать окружающий мир. Единственным мотивом для дошкольника является лишь его собственный интерес к занятиям. Недостаточно вызвать первоначальный интерес к изучению материала, нужно его постоянно поддерживать и развивать, то есть создать положительную мотивацию к обучению как к деятельности.
. В основе познавательной мотивации лежит неукротимая жажда познания, стремление познать все новое. При такой мотивации дошкольники с большой легкостью справляется с трудностями. Их мотивационная сфера - это ряд мотивов различного свойства, которые подразделяются на следующие группы :
учебно-познавательные (беспредельная любознательность,познавательная активность и потребность);
непосредственно-побуждающие (необычность,яркость,новизна,занимательность);
перспективно-побуждающие (ответственность, чувство долга).
Для стимулирования познавательной активности детей и формирования мотивации мною используются такие формы работы как:
дидактические игры и упражнения;
ориентир на личностные особенности;
использование следующих педагогических технологий (создание проблемной ситуации,игровые приемы,развивающие задания и т. Д.);
интегрированное обучение.
В каждой из вышеперечисленных форм работы существенным является учет структурных компонентов мотивации выделенных Б. И. Додоновым:
удовольствия от самой деятельности,
значимости для личности непосредственного ее результата,
"мотивирующей" силы вознаграждения за деятельность,
У чебная мотивация определяется рядом спецефических факторов:.
-особенностями организации образовательного процесса;
-субъективными особенностями ребенка (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими детьми);
Как правило, в процессе обучения детей- дошкольников неоценимое значение имеет игра. Чем больше используются игровые приемы,яркая наглядность, тем результативнее проходит педпроцесс, тем прочнее знания.
Достижение этой цели обеспечивается повышением эффективности педагогического воздействия педагога на ребенка,их взаимодействием в непосредственно образовательной деятельности,при условии полной социально-психологической совместимости. Учитывая все особенности формирования и активизации мотивационной сферы детей я стремлюсь к тому,чтобы каждое занятие не было похоже на предыдущее, а являлось более интересным и увлекательным.
Учитывая неустойчивость внимания,непроизвольное запоминание,несформированность коммуникативной деятельности,быструю утомляемость в непосредственной образовательной деятельности чередую различные приемы :
-
игры малой подвижности в сочетании с пальчиковой гимнастикой
:
«На поляне дом стоит,ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,в этот домик приглашаем.
На двери висит замок. Кто его открыть бы мог?
Покрутили,постучали,потянули и открыли.
Стол стоит на толстой ножке,рядом стульчик у окошка,
Два боченка под столом.
Вот какой я видел дом!»
- о р г м о м е н т ы:
«Мы будем разговаривать,мы будем выговаривать,
Скажем чисто,скажем внятно,
Чтобы было всем понятно».
«Наши глазки все видят,наши ушки все слышать,
Наши ножки нам не мешают,а наши ручки помогают»
-Р а с с а ж и в а н и е по б и л е т а м
-найти пару на стульчике по цвету,
-по назначению,
-по количеству,
-по форме,
-сесть согласно цветам радуги,
- по возрастающей или убывающей величине,
-согласно последовательности времен года,
-по первой букве своего имени,
-по нумерации,количеству и т. д.
П р и п о л у ч е н и и з а д а н и я п о л у ч е н и е с о п у т с т в у ю щ и х з а д ан н и й:
-задание в коробке согласно выпавшему количеству кружков на кубике;
-задание в конверте с изображенной геометрической фигурой согласно определенной на ощупь объемной;
-задание в конверте третьем справа,но втором слева и т. д.
Таким образом организованные занятия превращают выполнение скучных,сложных но необходимых заданий в веселую игру,избегая скуки и рассеивания внимания, создавая эмоционально комфортную обстановку, повышая интерес к обучению. В любой вид занятия необходимо вносить элементы игры и тогда самое сложное занятие приобретает увлекательную форму и способствует развитию мотивационно-потребностной сферы ребенка-дошкольника.
В заключение,важно отметить,что каждый из нас стремится к занимательности своих занятий,творчески подходя к формированию постоянного и стойкого интереса к изучаемому материалу. А интересу сопутствует успех!