Ирина Пензина
Консультация для воспитателей: «Значение развития познавательной активности у детей второго года»
▼ Скачать + Заказать документы
Второй год жизни ребенка характеризуется следующими важнейшими особенностями:он начинает говорить,ходить,овладевает разными способами действий с предметами. Общение со взрослыми по-прежнему является первостепенным условием развития познавательного интереса к окружающему миру. Малыш способен более тонко воспринимать свойства предметов,классифицируя их по цвету,форме,величине и пр. Общение со взрослыми приобретает ярко выраженную познавательную направленность. Отношение к ребенку как к высшей социальной ценности предъявляет высокие требования к современной педагогике. Данные науки говорят о больших потенциальных возможностях ребенка раннего возраста. Воспитателям следует знать,что познавательная активность маленьких детей формируется в процессе ведущей для этого возраста деятельности-предметной,которая является основной для ознакомления с окружающим. Мир,развертывающийся перед глазами ребенка огромен и многолик. Малыша интересует все:люди,предметы,пространство,животные и растения,явления природы и т. д. Однако ему трудно понять взаимосвязи и взаимозависимости,существующими между сложными явлениями окружающей действительности. Малыш познает мир по своему, по-детски,на эмоционально-чувственной,ориентировочной основе. Однако взрослому необходимо учитывать,что первые знания становятся стержневыми в познании окружающего мира. Познание мира у ребенка происходит через познание человека. Следует выделить центральное,стержневое звено-знания о человеке,которые должны быть преподнесены ребенку в доступной форме. Все другие знания начинают восприниматься в связи с пониманием человека:человек и его жилище (дом,человек и растительный мир,человек и животный мир. Влияние природы на ребенка огромно. Дети на прогулке наблюдают за птицами и насекомыми,падающими,снежинками,опавшими листьями и т. д. Объекты природы привлекают малышей яркостью,красотой красок. Важный момент,влияющий на развитие познавательных способностей детей-это интерес к деятельности. Умственное развитие ребенка мы понимаем как развитие его познавательных способностей. Развитие происходит только в тех случаях,когда ребенок оказывается в ситуации наличия-именно для него-познавательной задачи и решает ее успешно. Следовательно,выполнение действий,связанной с технической стороной решения-нанизывания колец на стержень пирамидки не будет способствовать познавательному развитию. Как показали наши исследования у некоторых детей уже к концу раннего возраста начинает складываться и проявляться различное отношение решению познавательных задач. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. В развитии и воспитании ребенка огромная роль принадлежит игре. Игра-это своеобразный,свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Большую часть времени малыш занят предметно-продуктивной деятельностью, которая имеет вполне определенный житейский смысл:ест ложкой из тарелки,надевает одежду,умывается и т. д. Практическая жизнь наполняет ребенка знаниями об окружающем. Сюжетные игрушки имитируют реальные предметы. Малыш еще не может создавать игровые условия и использовать игрушки по назначению. В этом должен ему помочь взрослый. Малыш еще не умеет сам организовывать себя даже в игре,поэтому мы играем вместе с ним. Игра маленького ребенка отражает не только окружающий мир,но и тот внутренний мир,который складывается в нем самом.