Ольга Царёва
Консультация для воспитателей «Артикуляционная гимнастика как средство формирования звукопроизношения»
▼ Скачать + Заказать документы
Артикуляционная гимнастика
как средство формирования звукопроизношения
Консультация для воспитателей
Известно, что в последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушение общего и речевого развития. И происходит это не только из-за увеличения нарушений внутриутробного и раннего развития детей, их соматической ослабленности, но и за счёт растущей педагогической некомпетентности родителей, неблагополучной атмосферы в семье и других факторов. Всё это приводит к тому, что уже в средней группе мы обнаруживаем большое число воспитанников, имеющих нарушения речевого развития. Именно поэтому особое значение должно уделяться воспитанию правильного произношения всех звуков родного языка.
Публикация «Консультация для воспитателей „Артикуляционная гимнастика как средство формирования звукопроизношения“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Прежде чем перейти непосредственно к теме артикуляционной гимнастики, необходимо обозначить нормы развития звукопроизношения.
Нормы звукопроизношения в дошкольном возрасте.
О произносительной стороне речи ребёнка можно судить лишь тогда, когда у него накопится значительный запас слов. Время и порядок появления звуков у разных детей не одинаковы.
1 младшая группа (2-3 года).
Обычно к 2-м годам ребё нок усваивает: п, пь, б, бь, м, мь, ф, фь, в, вь, т, ть, д, дь, сь, ль, к, кь, г, гь, х, хь. Шипящие (ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, рь, л) он обычно пропускает или заменяет.
2 младшая группа (3-4 года)
Для детей характерно:
1) смягчение согласных («лёзецка» - ложечка);
2) свистящие (с, з, ц) произносятся не достаточно чётко, пропускаются или заменяются (абака, фобака, тобака, сябака);
3) шипящие произносятся недостаточно чётко или пропускаются (апка, сапка, фапка, отьки, оцки, сётка, зук);
4) звуки р и л пропускаются или заменяются на ль (лямпа, йампа, люка)
Средняя группа (4-5 лет).
Шипящие звуки произносятся не достаточно чётко (изолированно произносят правильно, не все дети умеют произносить Р и Л.
Старшая группа (5-6 лет).
К 6 годам все звуки речи должны быть сформированы. Однако встречаются отдельные нарушения звуков Р и Л.
Подготовительная группа (6-7 лет).
Все нарушенные звуки являются патологией, поэтому требуется коррекция звукопроизношения.
Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.
Мы выполняем гимнастику для рук, ног, чтобы они стали ловкими, сильными. Такая же гимнастика необходима и для речевых органов, где язык (главная мышца) нуждается в достаточно хорошем развитии для выполнения тонких целенаправленных движений.
Артикуляционная гимнастика- специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки.
Цель артикуляционной гимнастики : выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Для каких подвижных органов артикуляционного аппарата подбирают упражнения артикуляционной гимнастики?
Разработка мягкого неба.
1. «Маляр» – расслабленным языком в виде лопатки достать до мягкого неба и вернуться к верхним альвеолам (основания нижних и верхних зубов).
2. «Имитировать полоскание горла».
Разработка щёк артикуляционная гимнастика - разработка щек
1. «Полоскание» – надувание и втягивание обеих щек одновременно.
2. «Шарик» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю.
3. «Футбол»
Разработка подвижности губ.
1. «Улыбка – хоботок» – зубы сомкнуты, улыбнуться с напряжением, обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать на счет 10.
2. «Бегемотик»
Разработка языка.
1. «Месим тесто» – размять язык зубами,
2. «Лопаточка-иголочка» – язык тянуть «иголочкой» до противоположной стены, затем положить «лопаточкой» на нижнюю губу, т. е. расслабить – все выдерживать на счет 10.
3. «Качели» – дотянуться кончиком языка до носа и до подбородка.
4. «Трубочка» – сложить язык трубочкой, выдвигать вперед-назад, затем выдувать в трубочку воздух.
5. «Чашечка» – кончик языка поднять, слегка приподнять края языка, сначала вынести «чашечку-язык» перед губами, затем внести в середину рта. Подуть на кончик носа.
6. «Горка» – кончик языка у основания нижних зубов, середина поднята к небу и выгибается дугой, прикасаясь к верхним зубам. Рот приоткрыт, челюсть неподвижна.
7. «Грибок» – присосать широкий язык к небу, не отрывая языка, открывать и закрывать рог. Закончить щелканьем языка.
8. «Индюк» – бла-бла-бла- расслабленный язык колеблет верхнюю губу.
9. «Лошадка» – пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот приоткрыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, нижняя челюсть неподвижна.
10. «Дятел» – язык упирается в верхние зубы, рот приоткрыт, многократно и отчетливо произносим Д-Д-Д, затем ТД -ТД-ТД.
Правила проведения артикуляционной гимнастики?
1. Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно перед общей утренней зарядкой или перед завтраком в течение 3—5 мин.
При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же дети выполняют какое-то упражнение недостаточно хорошо, воспитатель не вводит новых упражнений, а отрабатывает старый материал. Для его закрепления педагог придумывает нобые игровые приемы.
2. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Дети сидят за столами или полукругом перед воспитателем. Размещать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя, которое должно быть хорошо освещено.
3. Воспитатель организует работу следующим образом: а) рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы, б) показывает его выполнение, в) упражнение выполняют все дети, г) воспитатель проверяет правильность выполнения по подгруппам (не более пяти человек).