Светлана Чебакова
Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности во второй младшей группе»
▼ Скачать
Консультация для воспитателей
Дошкольное детство - самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинается формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие игровой деятельности во второй младшей группе“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2022
На четвертом году жизни у детей активно развивается сюжетно-ролевая игра. Игра тесно связана с воображением (принятие роли, способность воплотиться в ней, встать на позицию другого, побыть в воображаемой ситуации). Работа воспитателя по развитию у детей воображения начинается в рамках игры как предметной деятельности, когда ребята еще не владеют ролевым поведением, но могут иметь представление о существовании определенных социальных ролей окружающих людей.
Руководя детской игрой, воспитатель должен не только разнообразить игровые действия, но и усложнять игровую задачу. Необходимо учить детей включать в игру предметы-заместители, объединять несколько игровых действий в единую смысловую цепочку, использовать воображаемые действия, вводить в игру новые персонажи; побуждать готовить для игры предметную среду.
В 3-4 года у ребенка возрастает интерес к сверстнику. Дети еще играют «не вместе, а рядом», но уже интересуются играми других ребят, не противятся мимолетным игровым контактам, с удовольствием включаются в коллективную подвижную игру. Воспитатель должен, приветствуя и развивая игры ребенка с партнером – игрушкой, перенастраивать его и на партнера – взрослого, а в дальнейшем – все более на партнера – сверстника. Для этого воспитатель должен уметь показать ребенку взрослого или сверстника как привлекательного партнера по игре: такой партнер может ответить на вопрос, его можно послушать, с ним интересно разговаривать и т. д. для этого взрослый должен учить детей диалогу, формируя у них ролевую речь, обращенную к партнеру.
Игровые уголки в групповой комнате младшей группы должны оснащаться разнообразным полифункциональным материалом. Воспитатель показывает способы употребления материала для того, чтобы ребенок свободнее мог пользоваться заместителями в игре, имел широкий ассортимент материалов для своих построек. Игра ребенка данного возраста все еще «запускается» от предметной среды, поэтому воспитатель должен быть более изобретательным, проявлять фантазию, чтобы увлечь малыша новой, сделанной взрослым, постройкой, которая вдохновит ребенка на самостоятельную игру. Воспитателю необходимо не только непосредственно играть с детьми, но и внимательно наблюдать самостоятельную игру всех детей и каждого ребенка в отдельности.
Из сюжетов, используемых детьми 3- 4 лет в игре, наиболее востребованным остаются игры с куклами, являющимися для малышей самыми близкими партнерами по игре. Игрушка очень часто выступает в качестве партнера в играх ребенка 3-4 лет. Но более ценным в этом возрасте становится общение с партнером-сверстником, с партнером-взрослым особенно если взрослый берет на себя в игре подчиненную роль (например, в «игре в семью» это роль дочки). Воспитатель должен ориентировать ребенка на взаимодополняемые роли (мама-дочка, где в качестве партнера выступает не игрушка, а человек (взрослый).
Главным остается то, что каждая игра имеет характер не обучающей, а эмоциональной ситуации. Сюжет, представленный воспитателем может использоваться вариативно, постепенно усложняя игровые задачи. Например, в игре – ситуации «Наши куклы», проводимой вначале года, воспитатель знакомит детей с куклами, сообщая малышам характерные черты поведения, привычек и склонностей кукол. В дальнейшем воспитатель ставит детей в такую ситуацию, когда они сами с удовольствием рассказывают о своих куклах. Если в начале года воспитатель, вводя ребенка в игровую ситуацию, дает некий образец укладывания куклы спать (поет колыбельную, то к концу года ребенок сам воплощает ритуал отхода куклы ко сну (например, игра-ситуация «Перед сном»).