Людмила Полежаева
Консультация для воспитателей «Проблема нормального и патологического характера в психологии»
▼ Скачать + Заказать документы
«Проблема нормального и патологического характера в психологии»
Проблема характера - это проблема, является одна из традиционных и главных проблем психологии. За счет ее теоретической сложности и огромной практической значимости неизменно поддерживается постоянный интерес к ней. Именно характер играет немало важную роль в духовном росте и в процессе гармонизации личности. Характер отражает уровень нравственного и этического саморазвития человека, а также его искусство жить.
Публикация «Консультация для воспитателей „Проблема нормального и патологического характера в психологии“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2020
Характер (от греческого charakter – отличительная черта, признак) – представляет собой совокупность самых ярко выраженных и крайне устойчивых черт, которые при этом являются типичными для данного человека. Данные черты систематически проявляются в его поведении. Характер очень тесно связан с темпераментом, который, однако, определяет только внешнюю форму выражения характера и конечно накладывает определенный отпечаток на разнообразные его проявления. Но все же темперамент определяется в большей степени врожденными свойствами высшей нервной деятельности, поэтому он практически не изменяется на протяжении всей человеческой жизни. Характер, в свою очередь, складывается в процессе воспитания; он является зеркалом условий жизни человека и при изменении этих условий способен изменяться.
Понятие нормального и патологического характера
Характер определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.
Нормальный характер - это характер без отклонений. Человек обладает нормальным характером, если он не излишне живой и не излишне заторможенный, не излишне замкнутый и не излишне открытый - это золотая середина целого ряда качеств.
Патологический характер (синоним «психопатия») - совокупность стойких врожденных особенностей склада личности, в основе которых лежат дисгармония, неуравновешенность или неустойчивость психических процессов; проявляется преимущественно неадекватным поведением, недостаточностью социальной адаптации и обычно не сопровождается выраженными психопатологическими расстройствами.
Проблема нормального и патологического характера.
Различение между патологическими и нормальными характерами очень важно.
Существуют критерии, которые позволяют его приблизительно охарактеризовать.
Критерии патологических характеров:
1) характер можно считать патологическим, если он относительно стабилен во времени т. е. мало меняется в течении жизни.
2) тотальность проявления характера, при психопатиях одни и те же черты обнаруживаются повсюду (и дома и на работе, и в кругу друзей). Капризы, занудство.
3) Социальная дезоадаптация т. е. люди с патологическими характеристиками постоянно испытывают жизненные трудности.
Условия формирования, развития характера.
Главным условием формирования и развития характера выступает социальная среда. Формирование характера происходит в дошкольном возрасте. Причем установить четкие возрастные границы этого процесса практически невозможно в связи с тем, что характер как устойчивая совокупность определенных черт «наполняется» ими постепенно, по мере включения ребенка в социальные и деловые отношения через групповые игры, общение и учебу. Вместе с тем считается, что наиболее интенсивное формирование характера происходит в период от двух до десяти лет. Это возраст высокой восприимчивости ребенка к словам, поступкам, поведению взрослых и своих сверстников. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов физиологические условия. Ведь особенности функционирования головного мозга (процессы возбуждения, торможения, степень подвижности нервных процессов) во многом предопределяют различия психических реакций на одни и те же воздействия. Именно эти физиологические условия на ранних этапах жизни ребенка существенно определяют формирование специфических черт его характера.