Галина Гаптрафикова
Конспект занятия «Игры с игрушками моторного характера «Матрешка — русская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство с народной игрушкой – матрешкой через интеграцию образовательных областей: развитие речи, сенсорное развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Задачи. Образовательные.
• Расширять знания детей о русской народной игрушке - матрешке, закреплять представления о ее внешнем виде.
• Учить сортировать предметы по величине (большой-маленький).
• Учит рисовать красками при помощи пальцев.
Развивающие.
Публикация «Конспект занятия „Игры с игрушками моторного характера „Матрешка — русская игрушка“» размещена в разделах
• Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память.
• Развивать общую и мелкую моторику.
• Развивать интерес и положительное отношение к рисованию.
Воспитательные.
• Воспитывать любознательность.
• Воспитывать эстетический вкус.
• Вызывать положительные эмоции от совместной деятельности со взрослым.
Материал. Русская народная игрушка – матрешка, два кубика (большой, маленький (по количеству детей, бумажные заготовки матрешек для раскрашивания, гуашь двух цветов, клеенка, салфетки.
Предварительная работа. Беседы о русской народной игрушке, рассматривание игрушки - матрешки, рассматривание иллюстраций с изображением матрешки, чтение стихотворений С. Маршака «Матрешки», Л. Печниковой «Кукла Матрешка»
План-конспект занятия «Матрешка-Русская игрушка»
Воспитатель вместе с детьми под русскую народную мелодию садятся за столы
-Ребята, у нас на столе стоит чудо чудное: сундучок старинный, красивый.
-Хотите узнать, что там?
-Тогда слушайте загадку:
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская. (Матрешка)
-Молодцы, отгадали.
- Я, матрешка - сувенир,
В расписных сапожках.
Прогремела на весь мир
Русская матрешка!
Мастер выточил меня
Из куска березы,
До чего ж румяная,
Щеки, словно розы!
Она здоровается с детьми, называя по имени, все дети внимательно её рассматривают: показывают глазки, платочек, платье
Основная часть
Воспитатель: А как вы думаете, из чего сделана эта игрушка?
Ответы детей: Из дерева.
Воспитатель: Наша гостья рассказала мне удивительную историю, похожую на сказку. Я вам сейчас её расскажу.
Рассказ воспитателя: Давным-давно, почти сто лет тому назад, в России, игрушечных дел мастер, из города Сергиев-Посад, сделали занятную деревянную куклу. Сначала он вырезал её из дерева, придал ей гладкую форму, нарисовал ей личико, платочек, сарафанчик.
А потом раскрасил их яркими, красочными цветами и назвали её старинным русским именем Матрёна, а ласково – Матрёшечка.
А ценилась эта игрушка тем, что она делалась и раскрашивалась в ручную. Посмотрите, в какие расписные наряды раскрасили их художники.
И была кукла необыкновенная, с чудесным сюрпризом»
Матрешка, Матрешка!
Откройся немножко.
Воспитатель гремит матрешкой,открывает ее и показывает вторую матрёшку меньшего размера.
- Это Матрешка большая.
- Это Матрешка маленькая.
- Покажи где большая Матрешка, где – маленькая?
Рассматривание маленькой матрешки.
- Давай, большую Матрешку поставим на большой кубик, а маленькую – на маленький.
Матрешек усаживают на кубики соответствующего размера. Матрешки «смотрят», как дети играют.
Дидактическая игра с матрешками.
Цель: учить раскрывать матрешек, сравнивать их по величине, выстраивать в ряд и снова вкладывать их друг в друга.
-Это матрешка – большая, эта – поменьше, а эта совсем маленькая.
Воспитатель раздает трехместную матрешку. Показывает, как их открывать, разбирать и собирать, выстраивать в ряд.
-Давай, посчитаем матрешек: один, два, три.
Совместный счет матрешек с воспитателем.
-Сколько Матрешек – три. Была одна, а стало много.
-Давай спрячем маленькую матрешку.
-Опять стала одна матрешка.
Дети собирают матрешек
Воспитатель:
- Наша Матрешка нарядная, красивая, веселая.
-А эти Матрешки грустные. Почему?
показывает заготовку матрешки без рисунка.
Дети: потому, что у неё нет такого яркого и красивого сарафанчика
-Давай поможем им надеть красивые сарафаны.
- Как мы можем помочь матрёшке?
Дети: (Ответы).
Воспитател:
-Но раскрашивать мы будем не кисточками, как обычно, а пальчиками.
-Давайте сначала разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
«Дружные пальчики»
Пальчик, пальчик, где ты был,
С этим пальцем в лес ходил,
С этим пальцем щи варил,
С этим пальцем кашу ел,
С этим пальцем песню пел.
Дети сгибают и разгибают пальцы на руке.
Рисование пальчиками «Матрешка».
Цель: учить рисовать пальчиками.
воспитатель раздаёт детям раскраски маленьких матрёшек
Воспитатель:
-Посмотри, как это делаю я. Дети раскрашивают заготовки.
воспитатель показывает, как можно рисовать пальцами: окунуть кончик пальчика в краску, затем прикоснуться им к бумаге, потом снова окунуть в краску и т. д.
Если ребенок захочет рисовать краской другого цвета, то надо вымыть пальчик в банке и вытереть его салфеткой.
Дети с помощью воспитателя, раскрашивают сарафан матрёшки пальчиками.
В конце занятия рассматривают свои работы.
Заключительная часть
Воспитатель:
-Ребята посмотрите, какие красивые матрёшки у нас получились. Они благодарят вас за сарафанчики и хотят чтоб вы им сплясали.
Музыкальная игра «Веселые Матрешки».
Цель: Развивать произвольное внимание и умение имитировать слова стихотворения.
Мы веселые матрешки
Ладушки, ладушки.
Хлопают в ладоши
На ногах у нас сапожки. Ладушки, ладушки
Гладят ножки. Хлопают в ладоши
В сарафанах наших пестрых, Ладушки, ладушки
Крутятся на месте. Хлопают в ладоши
Мы похожи, словно сестры Ладушки, ладушки.
Дотрагиваются до головы. Хлопают в ладоши
Воспитатель:
-Вот и подошло к концу наше занятие.
-Ребята назовите мне русскую народную игрушку, о которой мы сегодня говорили?
- Ребята, а вам нравится матрешка? Почему?
Чем мы рисовали?
Пора прощаться. До свидания!