Кадырова Ольга
Консультация для воспитателей «Применение биоэнергопластики в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
До определенного возраста звукопроизношение у всех без исключения детей характеризуется несовершенством, что нередко обозначается термином "физиологическое (или возрастное) косноязычие". Это обстоятельство часто усыпляет бдительность родителей и даже отдельных специалистов, которые все списывают на возраст и полагают, что до достижения ребенком 5-6 лет в правильности его звукопроизношении беспокоиться преждевременно. Так ли это на самом деле? Какие особенности в произношении детьми звуков речи должны настораживать?
Публикация «Консультация для воспитателей „Применение биоэнергопластики в ДОУ“» размещена в разделах
- Биоэнергопластика в работе с детьми
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Прежде всего, нужно сказать, что любые недостатки звукопроизношения, даже если они выражаются в простой замене какого- то звука правильно произносимым другим звуком после 5-6 лет уже нельзя считать нормой. Почему? Потому что к этому возрасту нормально развивающийся ребенок должен не только уметь различать все звуки речи на слух, но и улавливать возможные неправильности их звучания, но ему должны быть доступны и движения речевых органов, которые необходимы для произношения даже самых сложных артикуляционных звуков. Если к отмеченному возрасту этого нет, значит существуют какие-то особые причины, препятствующие полноценной работе речедвигательного или речеслухового анализаторов, что уже является отклонением от нормы.
Однако и в гораздо более раннем возрасте у ребенка могут наблюдаться особенности в произношении звуков речи, которые выходят за пределы возраста и являются дефектом в полном смысле этого слова. Так например, вместо "допустимой" замены одного звука речи на другой ребенок может произносить этот звук как бы необычным образом, искаженно.
Существует несколько этапов логопедического воздействия на детей с речевой патологией. Одним из этапов в моей практике, способствующим формированию звукопроизношения, является артикуляционная гимнастика с применением биоэнергопластики. Известно, что при правильном произнесении звуков органы речевого аппарата принимают специальное положение или артикуляционный уклад, который свойственен определённому звуку. Неправильное расположение органов артикуляции приводит к дефектному произношению звуков речи.
Для коррекционной работы наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения, артикуляционной позы какого-то определённого звука рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.
Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
В специальной литературе недостаточно полно раскрыто использование биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми. Поэтому на основе изученных методических разработок некоторых авторов, а также рекомендаций А. В. Ястребовой, О. И. Лазаренко, А. Л. Сиротюк, разработаны специальные движения кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение, артикуляционный уклад каждого звука, изобразила их графически.
В коррекционной работе существенную роль играет воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха. Их четкость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков, когда еще не сформирована слуховая дифференциация.
На первом занятии дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата, с упражнением для губ, языка или челюсти по стандартной методике, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом. Затем демонстрирующее упражнение сопровождается показом движений кистей обеих рук, как педагогом, так и ребёнком. Ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Такая пальцево-речевая гимнастика продолжается весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом двумя руками логопед продолжает давать четкий образец движения.