Елена Бонет
Консультация для родителей «Применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ
Одной из важных задач нашего общества и государства является воспитание здорового гражданина России. Но возникают некоторые проблемы: это экология, некачественное питание. Это лишь некоторые моменты, отрицательно действующие на организм ребенка. Но сейчас в современном обществе появилась тенденция «здорового образа жизни». Многие семьи поддерживают это направление.
Публикация «Консультация для родителей „Применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
Укрепление здоровья детей является приоритетной задачей психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и
личностных качеств детей. Первые навыки и умения заботиться о себе и об окружающих дошкольник получает в ДОУ.
Что же такое «здоровьесберегающие технологии?» «Здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Из этого следует, что использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя выступает как необходимое условие полноценного развития детей.
Музыкальное развитие ребенка с точки зрения физического развития имеет
давнюю историю. Древнейшие ученые Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Великий Авиценна лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями.
Музыка воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое
состояние человека. Она вызывает реакции, связанные с изменением
кровообращения, дыхания. Такие ученые, как В. М. Бехтерев, П. Н. Анохин,
изучая вопросы влияния музыки на человека, сделали выводы, что музыка
может вызывать и ослаблять возбуждение организма, мелодический компонент
музыки положительно влияет на работоспособность или отдых человека
Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия.
Они проводятся два раза в неделю в указанное время согласно учебно – тематическому плану.
В своей системе музыкально- оздоровительной работы я использую следующих здоровьесберегающих технологии :
пальчиковая гимнастика
ритмопластика
музыкально-ритмические упражнения
музицирование
песенки - распевки
Пальчиковая гимнастика
Эта гимнастика позволяет совершенствовать моторную и зрительно-двигательную координацию. Задачи пальчиковой гимнастики и игр –стимулировать развитие речевых зон коры головного мозга. Игры развивают
речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные
способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным
мелодическим и речевым интонированием, формирует образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
Проводится гимнастика сидя на стульчиках после музыкально ритмических
упражнений. Пальчиковая гимнастика разработана для каждого возраста.
Начиная с раннего возраста, гимнастика усложняется и добавляется.
Например, «Мы делили апельсин», «Бабушка очки надела», «Паучок», «Дружат в нашей группе», игра для малышей «Надувайся, пузырь»,
пальчиковая игра «Воздушный шар», а также изобразительные упражнения по Б. С. Толкачеву и М. Л. Лазареву («Петух», «Ежик», «Комар», «Жук»).
Ритмопластика
Физиологическая потребность детского организма-это движение. Поэтому танцы, ритмичные движения мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.
Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает при этом ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород. Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка. Движения укрепляют сон лучше, чем любое снотворное.
Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей. На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.
Валеологические песенки-распевки
С них начинаются все музыкальные занятия. Тексты в них несложные,
добрые, быстро запоминаются детьми. Например, Е. Железновой
«Здравствуйте, ладошки!», песенки-приветствия М. Картушиной.
Одним из важных вопросов здоровьесбережения является развитие детского
голоса. Пение наиболее доступный исполнительский вид музыкальной
деятельности детей дошкольного возраста.
Совместное пение объединяет детей и доставляет им радость. При
исполнении песен и попевок формируется весь комплекс музыкальных
способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство,
музыкально-слуховые представления, активизируются умственные
способности, выразительное исполнение.
Пение укрепляет голосовые связки, организует деятельность голосового
аппарата. Правильная поза оказывает положительное влияние на глубокое
дыхание.
Игра на музыкальных инструментах
В здоровьесберегающие мероприятия входит игра на музыкальных
инструментах. У детей развивается координация движений, мелкая моторика,
понижается уровень умственного и физического утомления. В процессе
музицирования отрабатываются различные коммуникативные навыки,
устраняется повышенная застенчивость.
Навыки игры на некоторых инструментах – металлофоне, цитре, бубне и др. также активизируют детскую фантазию. Игра на духовых инструментах
снижает уровень простудных заболеваний.
Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения
эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого
ребенка, его интересов.
Опираясь на современные программы и методики по музыкальному образованию и оздоровлению детей, мы решаем следующие задачи:
развиваем основные компоненты музыкальности детей, посредством внедрения здоровьесберегающих технологий,
обеспечиваем комфорт детей в различных формах организации НОД и совместной деятельности,
сохраняем и укрепляем психофизическое здоровье детей,
развиваем сенсорные и моторные функции,
обеспечиваем профилактику заболеваний опорно – двигательного аппарата, органов дыхания, простудных заболеваний.
Для решения этих задач необходима взаимосвязь с родителями. В нашем саду проходят семинары – практикумы для родителей, спортивные мероприятия, музыкальные развлечения с участием родителей. Благодаря взаимодействию педагогов дошкольного учреждения и родителей можно добиться очень больших результатов.