Прасолова Елена Ивановна
Консультация для воспитателей ДОУ на тему: «Трудовое воспитание в ДОУ в соответствии с ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей ДОУ на тему :
«Трудовое воспитание в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Подготовила воспитатель- Прасолова Елена Ивановна
Воспитание любви к труду, формирование элементарных трудовых навыков, уважение к людям труда-важная задача дошкольных учреждений.
Публикация «Консультация для воспитателей ДОУ на тему: „Трудовое воспитание в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Приобщение к самостоятельному посильному, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребёнка, волевых качеств.
Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по организации трудовой деятельности должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей. В соответствии с ФГОС трудовое воспитание- одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребёнка в аспекте труда и творчества; развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества
Актуальность и новизна проблемы:
Развитие деятельности оказывает решающее влияние на развитие ребенка в целом. В процессе деятельности происходит совершенствование психических процессов, обогащение форм познания. Изменение деятельности ребенка приводит к развитию его психики, что, в свою очередь, создает предпосылки для дальнейшего формирования деятельности: игровой, продуктивной, трудовой. Овладение элементами трудовой деятельности является прямым продолжением развития предметной деятельности ребенка, делает для него значимым сами предметные и орудийные действия, требует нового уровня освоения ими. В детском саду воспитание ребенка происходит по определенной программе, в обществе сверстников, среди детей других возрастов, в их совместной деятельности, в повседневном общении. В коллективе ровесников ребенку легче соотносить свои трудовые навыки и результаты труда с «трудовым поведением» своих товарищей. Воспитатель может активнее влиять на каждого ребенка и вместе с тем формировать черты коллективизма (например, дежурства, еженедельная коллективная уборка комнаты вместе с воспитателем и его помощником).
В трудовой деятельности дошкольники успешно усваивают нравственные нормы поведения, имеют возможность постоянно упражняться в их выполнении и, что очень важно, видеть жизненную необходимость, оправданность таких нравственных норм, как оказание помощи друг другу, бережное отношение к результатам своего труда и труда товарищей.
В условиях введения ФГОС ДО, целью дошкольного воспитания становится развитие активной, самостоятельной, инициативной, творческой личности, способной преобразить окружающий мир, а не подстраиваться под него. Дошкольная педагогика подчеркивает своеобразие трудовой деятельности дошкольников, поскольку существуют некоторые отличия детского труда от труда взрослого человека.
Специфика детского труда заключается в следующем:
-трудовая деятельность детей дошкольного возраста тесно связана с игрой, игровые ситуации помогают им выполнять работу с большим интересом, добиваться лучших результатов;
-труд удовлетворяет потребность ребёнка в самоутверждении, в познании собственных возможностей;
-дети дошкольного возраста не создают в своём труде общественно значимых материальных ценностей.
Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру и наоборот. В процессе игры ребенок часто отражает трудовую деятельность взрослых, выполняя разнообразные трудовые действия;
- труд детей дошкольного возраста носит ситуативный и необязательный характер;
- особенностью детского труда является и то, что эта деятельность находится в стадии развития и обязательно предполагает участие и помощь взрослого;
- дети не умеют самостоятельно ставить цель в труде, т. к. не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат;
- действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер: они могут повторяться многократно, не преследуя определенной задачи;
- своеобразны и мотивы труда дошкольников (стремление получить от взрослого положительную оценку своих действий, самоутвердиться, вступить в общение со взрослым;
- дети не могут осуществлять самостоятельно процесс планирования трудовой деятельности, часто планируют лишь процесс исполнения, «забывая» об организации труда;
- детей увлекает сам процесс деятельности, но не результат труда.
Основные виды труда :
- самообслуживание;
- дежурства;
- хозяйственно-бытовой труд;
- ручной труд;
- труд в природе.
Задачи обучения детей навыкам самообслуживания- научить дошкольников удовлетворять повседневные личные потребности (одеваться-раздеваться, убирать постель, содержать в порядке рабочее место).
Дежурство приучает дошкольников помогать в подготовке к ООД, помощнику воспитателя в сервировке стола, ухаживать за растениями в уголке природы.
Хозяйственно-бытовой труд учит поддерживать в порядке игровые зоны, соблюдать порядок в шкафчиках для личных вещей, стирать мелкие вещи для кукол.
Ручной труд развивает мелкую моторику рук. Дети учатся ремонтировать игрушки, пришивать пуговицы, подклеивать книги, сортировать природный материал.
Труд в природе приучает с раннего возраста детей ухаживать за растениями на участке, поддерживать порядок на площадке.
Основные методы и приемы, необходимые для руководства разными видами детского труда :
- мы определяем цель труда (если ребенок сам ставит цель — что он хочет сделать, каков должен быть результат, можно уточнить ее либо внести другое предложение);
- мы помогаем ребенку мотивировать свой труд, обсуждаем с ним, для чего и для кого нужна данная работа, в чем ее значение;
- мы формируем умение планировать работу (например, сначала приготовить таз с водой и тряпочку для мытья игрушек, потом выбрать место для чистых игрушек и т. д.);
- мы показываем и объясняем, как лучше это сделать; советуем, как успешнее выполнить поручение, обязанность;
- мы пробуждаем интерес к предстоящему делу, поддерживаем и развиваем его в ходе работы;
- мы помогаем выяснить, что уже сделано и что еще можно сделать, чтобы добиться лучшего результата;
-мы вспоминаем вместе с ребенком основные «трудовые правила» (работать старательно должен каждый, необходимо помогать старшим, младшим и т. д.);
- мы поощряем старательность, интерес к делу, стремление преодолеть трудности, добиваясь намеченной цели;
- мы систематически проверяем вместе с ребенком ход, результаты работы и вместе с ним оцениваем ее, уделяя особое внимание проявленному ребенком терпению, самостоятельности и инициативы, настойчивости в достижении цели;
- мы подключаем ребенка к своему труду, подаем пример добросовестного отношения к делу, помогая советом или делом в случае затруднения (но не делать работу за него);
- мы формируем у детей умение выполнять требования, проверять, оценивать и обсуждать результаты труда и вклада каждого в общее дело, поощряем инициативу и находчивость (задавая вопросы, что можно сделать, как лучше сделать, наталкивать на самостоятельное принятие решения);
- мы ставим перед ребёнком необходимость сделать выбор и помогаем принять правильное решение (например, можно идти играть, но сначала лучше закончить работу, иначе не успеем приготовить подарок к завтрашнему дню).
Забота о создании гигиенических условий для труда предупреждает возможность его отрицательного влияния на здоровье детей. Труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжения, внимания. Поэтому необходимо дозировать его, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Так же большое внимание уделяется оборудованию труда дошкольников. Воспитатель обязательно проверяет оборудование перед началом работы. Использование инвентаря должно сочетаться с культурой труда : приучать детей к тому, чтобы рабочее место всегда содержится в порядке, а все подсобные орудия для наведения порядка находятся под руками. Так, для хозяйственно-бытового труда необходимы фартучки, щётки, тазики, подносы. Для работы в уголке природы лейки. Предметы для труда (лопаты, совки, вёдра, лейки и др.) должны быть удобны для детей и изготовлены из лёгкого материала, но достаточно прочного и безопасного для здоровья детей.
Как бы мастерски опытный и талантливый педагог не реализовал все цели и задачи по ФГОС, какие бы интересные трудовые игры ни придумывал, результат воспитания ребёнка не будет достигнут, если нет единства и преемственности в воспитательном процессе в детском саду и в семье. На родительском собрании важно выработать общую систему приобщения к труду детей, донести до родителей важность совместного труда дома. Содержание совместных трудовых мероприятий для родителей и детей может быть разнообразным: подготовка раздаточного или счётного материала, субботники по облагораживанию территории детского сада, создание элементов костюмов для праздников и т. п. Совместное с родителями сооружение зимних построек. Совместные творческие выставки поделок (скворечников, кормушек, огородов на окне и др.) Такие общие для родителей и детей дела прекрасно реализуют дидактические и воспитательные задачи трудового воспитания.
Таким образом, только творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов. Теоретическое исследование показало, что осуществлённое в рамках данной работы изучение подтвердило актуальность проблемы трудового воспитания в ДОУ. Трудовое воспитание в семье проникает во все явления общественной жизни и должно осуществляться всеми педагогическими средствами в процессе любой педагогически целесообразной деятельности с ребёнком. Труд – главный воспитатель. Необходимо помочь ребёнку увидеть в нём источник развития своих способностей и нравственных качеств, подготовить его к активной трудовой и общественной жизни, к сознательному выбору профессии. Можно сделать вывод о том, что трудовое воспитание в ДОУ – это целостная система. Участие ребёнка в общественно полезном и производительном труде рассматривается в тесной связи с его умственным, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием и развитием. Труд ребёнка в ДОУ должен правильно, педагогически целесообразно организован. Ребёнок познаёт в труде окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, он расширяет свой кругозор, становится более прилежным в учёбе, начинает интересоваться техникой, производством. Все это превращает труд в активный стимул для получения новых знаний. Нужно стараться воспитать у ребёнка нравственное отношение к труду, вызвать у него интерес к работе, добиться осознания им полезности своего труда для общества, помочь увидеть перспективы его развития. Познание радости труда для людей, радости труда в коллективе, превращает труд в потребность, служить источником моральных чувств ребёнка. Единство цели, совместная работа, общие переживания, помощь товарищам, в будущей работе в коллективе будут воспитывать в ребёнке нравственные черты, как верная дружба, понимание интересов коллектива, бескорыстность.