Получи документы

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание в ДОУ»

Зимнюкова Елена
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание в ДОУ»

Консультация для воспитателей

на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»

Подготовила воспитатель МДОУ «Детский сад №46»

Зимнюкова Е. Ю.

Саратов 2018

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Публикация «Консультация для воспитателей „Экологическое воспитание в ДОУ“» размещена в разделах

Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ.

Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных учреждениях.

Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения. Природа - могучий древний источник познания и воспитания человечества. От Аристотеля и Авиценны до наших дней естествоиспытатели не перестают удивляться богатству и разнообразию мира живой природы.

Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать ее, но прежде мы сами должны научиться любить ее.

«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять родину», Так писал русский писатель М. М. Пришвин. Красота родной природы рождает патриотизма, любовь к родине, привязанность к тому месту, где живешь.

Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране природы (посадка и охрана леса, сохранение лугов и болот, мест обитания редких видов растений и животных).

В содержание экологического воспитания вливаются ценностно- нормативные аспекты. Детям необходимо помочь осознать значение природы, как универсальной ценности (познавательной, эстетической, практической, понять красоту, самоценность живого существа.

Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым существам является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. При этом важно понимать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, в воде, тепле, свете и др., что каждый живой организм живет, растет, развивается, если для этого имеются необходимые условия. В процессе ухода дети наглядно прослеживают и постепенно начинают понимать зависимость жизни и состояния растения и животного от труда человека.

Главное в детском труде - радость ребенка от участия в нем, возникающее желание трудиться, заботиться о живом существе, помогать ему. Труд становится важным средством воспитания осознанного отношения к природе, при условии его самостоятельности и активности со стороны детей. Особенно ценен труд детей (совместно со взрослыми, направленный на улучшение окружающей среды (озеленение, очистку территории и т. д.).

Из высших эмоций детскому возрасту доступны эстетические и нравственные («хорошо» - «плохо», «добро» - «зло», «красиво» - «некрасиво», поэтому в экологическом воспитании детей большое внимание необходимо уделить эстетическому и нравственному аспектам.

Детям необходимо раскрывать уникальность и неповторимость культурного богатства родного края. Можно знакомить детей с местными промыслами, народными традициями, местами, которые бережно сохраняются. Все это приучает детей любить, беречь, сохранять, ценить духовное и материальное богатство родных городов, сел, деревень.

Эффективность экологического развития дошкольников во многом обуславливается тем, насколько грамотно строится педагогом взаимодействие с детьми.

Для того чтобы дети могли освоить программу экологического образования, ее содержание нужно перевести в конкретный план действий, организовать педагогический процесс. Успех определяется тем, насколько системно он выстроен. Система складывается из взаимосвязи трех основных блоков:

1. Занятия, как специально организованная форма обучения.

2. Совместная деятельность педагога и детей.

3. Самостоятельная деятельность детей.

В первом блоке функция обучающего принадлежит воспитателю, второй блок предполагает равное партнерство взрослого и ребенка, в третьем блоке дошкольнику предоставляется возможность действовать самостоятельно и свободно, применяя накопленный опыт экологически правильного взаимодействия с природными объектами.

1. Специально организованное обучение, это: Экскурсии, занятия.

® наблюдение за животными и растениями (распознающее за одним объектом, сравнительное, с использованием раздаточного материала, наблюдение за изменением и развитием).

® Изодеятельность экологической тематики.

«Ознакомление с трудом взрослых в природе.

® Обучение детей труду по уходу за растениями и животными.

• Развитие речи (составление рассказов о природных объектах и явлениях - по аналогии, описательных, сравнительных, из опыта; описательных загадок; придумывание экологических сказок; этические беседы).

• Формирование обобщенных представлений о природе (обобщающее наблюдение, обобщающая беседа).

• Классификация представлений о природе (беседы с использованием моделей, занятие в форме дидактической игры на классификацию).

2. Совместная деятельность педагога и детей:

• Диагностика экологической воспитанности детей,

• Наблюдение в уголке природы, на прогулке, у окна.

® Целевые прогулки в природу.

© Игры (дидактические, развивающего характера, сюжетные, подвижные).

® Рассказ воспитателя, чтение детской художественной литературы.

© Беседы и разговоры с детьми на экологические темы, по их интересам.

® Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе, отношения к ней.

• Сбор коллекций семян, камней, осенних листьев.

@ Опыты, поисковая деятельность.

® Труд в уголке природы и на участке.

® Просмотр диафильмов, видеофильмов.

• Работа с моделями.

® Ведение календарей природы, дневников наблюдений.

® Различные виды изодеятельности на экологические темы.

® Создание книг - самоделок.

® Экологические досуги и праздники.

3. Самостоятельная деятельность детей:

Самостоятельная активность детей (разные виды игр; экспериментирование; уход за растениями и животными в уголке природы; работа с литературой, энциклопедиями; коллекционирование, изготовление моделей, книжек - самоделок с рассказами о природе, поделок из природных материалов, цветочных композиций, театрализованной деятельности и т. д.).

На занятиях дети осваивают не только экологические представления, но и овладевают различными способами познавательной деятельности, учатся проявлять отношение к объектам природы. Занятия планируются таким образом, чтобы ребенок постепенно переходил от освоения фактов к установлению связей между ними и обобщению первоначальных представлений. В систему экологического развития детей включаются занятия не только познавательного цикла - наблюдения, экскурсии, формирование обобщенных представлений, систематизация знаний, - но и такие их виды, в которых представлена отражательная деятельность ребенка: по изодеятельности, музыкальные, трудовые.

Широко используются и занятия по развитию речи: составление описательных рассказов и сравнительных рассказов о природных объектах, занятия с детской природоведческой книжкой, беседы о природе и об отношении к ней.

Один из видов занятий по экологическому воспитанию детей - освоение представлений о человеке, на которых дошкольники знакомятся с человеком, как живым организмом и социальным существом, на этих занятиях используется комплекс методов, включающих разнообразные исследовательские действия, элементы опытов, самонаблюдения, работу с иллюстрациями и моделями. Все занятия взаимосвязаны и усложняются как по содержанию знаний, так и по способам познавательной деятельности и характеру отношения к живому, которыми овладевают дошкольники. Эффективное решение задач экологического образования во многом определяется характером связи организованного обучения с содержанием других форм совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей.

В педагогическом процессе экологического образования наибольшее место отводится совместной деятельности воспитателя и детей. Это обусловлено возможностью накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития. Для этого взаимодействие педагога и детей строится с учетом дифференцированного перехода и включает разные формы: различные виды наблюдений, игры, труд в уголке природы и на участке, поисковую деятельность, моделирование. Широко используются чтение детских книг, рассматривание иллюстраций, рисование на экологические темы, а также экологические праздники и досуги. Полученный опыт обобщается в ходе занятий и переносится детьми в собственную деятельность.

Важнейшим компонентом системы работы является самостоятельная экологически ориентированная деятельность детей. В разных возрастных группах она занимает неодинаковое место. Чем старше дети, тем выше их самостоятельность, тем более насыщенным становится их деятельность в природе, с ее объектами.

Работу с младшими дошкольниками следует ориентировать на воспитание у детей эмоционально - положительного отношения к природе, формирование конкретных, ярких представлений о животных и растениях ближайшего окружения, первоначальное овладение умениями помогать живому. Это позволяет сделать наблюдения.

В среднем дошкольном возрасте, наряду с дальнейшим накоплением эмоционально - позитивного отношения к природе, важным становится обогащение и дифференциация знаний о живом, о разнообразии природных объектов, связях в природе. Наблюдения остаются ведущим методом работы, но их содержание усложняется. В ходе наблюдений дети осваивают новые познавательные умения - сравнение, установление связей, выделение существенного в объектах, первоначальное обобщение. Дошкольник 4-5 лет стремится действовать, ему необходимо применить опыт в деятельности и получить результат. Поэтому в данном возрасте используются занятия, направленные на овладение детьми опыта ухода за живыми существами, составление рассказов о природе.

В старшем дошкольном возрасте важно не только дельнейшее обогащение, но и систематизация знаний о природе, о способах экологически правильного взаимодействия с ней, поддержание и развитие познавательного интереса дошкольников к ее объектам и явлениям. Со старшими дошкольниками проводятся наблюдения, составление творческих рассказов, сказок и загадок о природе, экологические и обобщающие беседы и другие занятия. Анализ практики работы показывает, что педагоги часто испытывают трудности в проведении наблюдений и обобщающих бесед со старшими детьми. В основном это проявляется при отборе содержания и логики построения занятий, подборе и использовании моделей.

Занятия проводятся с игровыми персонажами - куклами. Их использование позволяет педагогу поставить перед детьми познавательную задачу в интересной для них форме, а детям - легко принять задачу и занять активную позицию в ее решении. Все это делает процесс обучения увлекательным для детей, настраивает их на свободное, непосредственное общение. Сюжеты занятий построены таким образом, что дети должны помогать Незнайке, Жалейкину, Мишке, Емеле и др. героям, учить, разрешая возникшие у них проблемные ситуации: спорить, доказывая свом> точку зрения, и, одновременно, играть, шутить, смеяться вместе с ними.

Литература:

1. Программа экологического образования детей «Мы».

2. С. Н. Николаева «Юный эколог»

3. В. И. Ашиков, С,Г. Ашикова «Семицветик».

4. Л. И. Егоренков «Экологическое воспитание дошкольников и мл. школьников,

5. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в д. /е.»

6. Т. М, Бондаренко «Экологические занятия с детьми».

7. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий по

экологии».

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Экологическое воспитание детей в ДОУ» «Консультация для педагогов ДОУ "Экологическое воспитание детей в ДОУ"» Берегите эти воды, эти земли. Даже малую былинку любя Берегите.

Консультация для педагогов ДОУ «Экологическое воспитание в детском саду» «Всё хорошее в людях –из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем; Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь,.

«Экологическое воспитание детей». Консультация для родителей«Экологическое воспитание детей». Консультация для родителей Экологическое воспитание детей – это прежде всего воспитание у детей любви к природе. Экологическое воспитание должно учить детей понимать.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей.

Консультация для воспитателей ДОУ на тему: «Трудовое воспитание в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Консультация для воспитателей ДОУ на тему: «Трудовое воспитание в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Подготовила воспитатель- Прасолова Елена.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Тема: «Экологическое воспитание дошкольников».В наше время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» В наше время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться,.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» В современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости.

Семинар-практикум для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольника» Семинар-практикум для воспитателей по теме: «Экологическое воспитание дошкольника».Экологический тренинг для педагогов. Экологический тренинг.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание в ДОУ»
Опубликовано: 23 декабря 2018 в 19:47
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая. Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года — дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД