Лучший педагог года

Консультация «Основные требования к организации развивающей предметно-пространственной среде по развитию речи»

Марина Сариева
Консультация «Основные требования к организации развивающей предметно-пространственной среде по развитию речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей

«Основные требования к организации развивающей предметно- пространственной среде по развитию речи»

Подготовила: воспитатель подготовительной

группы МКДОУ д/с №21»Солныщко»

Сариева Марина Николаевна

Публикация «Консультация „Основные требования к организации развивающей предметно-пространственной среде по развитию речи“» размещена в разделах

Образовательная (развивающая) среда, по определению В. А. Ясвина, -это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

Созданию предметно- развивающей среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно- игрового пространства, т. к. группа детского сада для многих детей является их вторым домом, ведь здесь они проводят большую часть дня. Доказано, что от того, насколько комфортно организована предметно-развивающая среда в группе, во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние.

Детский сад — первое звено в системе народного образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада — формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

Для решения речевых задач в детском саду, важнейшей предпосылкой является правильно организованная обстановка, предметно –пространственной среды, в которой у детей появилось бы желание говорить, вступать в речевое общение. Развитие речи ребенка проходит нитью через все предметно – пространственное пространство группы, где непостредственно находится ребенок. Поэтому требования к среде речевого развития сводится к требованиям предметно – пространственной среды в целом.

Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде :

1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2. доступность среды, что предполагает :

2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает :

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;

наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

4) Вариативность среды предполагает :

наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает :

доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;

свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»… Е. И. Тихеева.

Хорошая речь -важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и со взрослыми. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, осознавая свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми. Особенно важное значение имеет правильное произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, т. к. письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.

Речевая развивающая среда- это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

Речевая развивающая среда- как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи.

Речевая предметно- пространственная развивающая среда

• создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;

• обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;

• способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

Одной из самых важных речевой развивающей среды является грамотная речь педагога, так – как педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы культуры речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания. Речь педагога имеет обучающую и воспитательную направленность. Качества речи педагога : правильность, точность, логичность, чистота, выразительность.

С целью создания эффективно развивающей предметно – пространственной среды, в группе должен быть оформлен познавательно – речевой уголок, представляющий возможность ребенку действовать индивидуально.

Центр речевого развития - это специальное место, обособленное от игровых зон, где проходит индивидуальная и подгрупповая работа по развитию речи.

Цель создания речевого центра: способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.

Задачи:

1. Формирование фонематического восприятия и слуха.

2. Развитие артикуляционной моторики.

3. Закрепление навыков правильного произношения звуков.

4. Закрепление навыков, полученных на занятиях.

5. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.

6. Развитие связной речи.

7. Развитие мелкой моторики.

В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, стол, стул, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей.

При подборе составляющих речевого уголка необходимо учитывать некоторые требования :

• должен соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям детей;

• речевой уголок должен быть размещён рядом с книжным уголком;

• важно, чтобы речевой уголок была комфортен и эстетичен. Красота формирует ребенка. Поэтому необходимо уделять большое внимание эстетике речевого уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок и воспитывать бережное отношение к материалам и оборудованию, которое содержится в уголке;

• игровой материал должен быть доступным для ребенка;

• не следует перегружать уголок оборудованием.

• неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – «одушевленный персонаж», обычная кукла, би-ба-бо, марионетка. Такая игрушка должна быть многофункциональна. Она может двигаться (с помощью взрослого или ребёнка, выполнять артикуляционную гимнастику, задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, преподносить неожиданные сюрпризы и многое другое. Её способности вызовут у детей живой интерес, побудят к речевой активности.

Она помогает решать такие важные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.

Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в речевом уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы. Одновременно там находится материал по двум темам: закрепляемой и изучаемой. Материал по З. К. Р., в основном, меняется еженедельно.

Методические рекомендации по содержанию речевого центра в группах ДОУ

В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие :

1. артикуляционной моторики

предметные картинки-опоры;

• схемы артикуляционных укладов ;

• артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук;

• схема для характеристики звука;

• артикуляционная гимнастика в стихах и картинках;

• альбом звукоподражаний

2. закрепление речевого дыхания и правильной воздушной струи

• разноцветные мячики;

• султанчики;

• бумажные снежинки, листочки;

• дудочки

• разнообразные вертушки;

• трубочки;

• вата;

• шары для надувания;

• пузыри

• готовые пособия

• дыхательная гимнастика в стихах и картинках

игры: «Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота», «Фокус», «Фокус на ладони», «Парусная лодка»

3. развитие мелкой моторики пальцев рук

Известному педагогу принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

• сухой бассейн;

• волчки

• шнуровки

• мозаика, пазлы

• массажные валики, мячики, прищепки

• мячики су - джок

• трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки

• счетные палочки, палочки Кюизенера

• пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам);

• игры на штриховку

различный материал для составления букв: горох, нитки разного цвета, пластилин, разноцветные камешки, пуговицы и т. д.)

4. формирование фонематического восприятия и слуха :

• шумовые инструменты;

• звуковые коробочки;

детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки и т. д.

предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации;

• звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков);

• индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа;

• схемы слова;

• звуковые дорожки, звуковая лесенка;

• альбомы по слоговой структуре слова.

5. игры и пособия по автоматизации звуков

• мелкие игрушки;

предметные картинки;

• сюжетные картинки;

• различные виды театров;

• альбомы на каждый звук;

• логопедические альбомы для автоматизации различных звуков;

• чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки;

• схема характеристики звуков;

• схема слова

6. активизации словаря, обобщающих понятий и лексико - грамматических категорий:

• картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетные и предметные);

• картинки, с изображением животных и их детенышей;

• картинки на подбор антонимов;

• картинки для упражнений по подбору родственных слов;

• картинки на игру «Четвертый лишний»;

• иллюстрации по овладению смысловой стороной многозначных слов;

• картинки, на которых изображены предметы, люди, животные в движении;

развивающие пазлы, лото;

игры: «Подбери пару», «Кто больше назовет», «Часть и целое», «Большие и маленькие»,«Чей хвост?», «Один - много», «Назови ласково», «Чего нет?», «Что из чего сделано»; «Прогноз погоды»; «Одень куклу»; «В мире животных»; «Детский компьютер», «Разноцветный сундучок», «Чудесный мешочек» и др.

7. развитие связной речи :

• наборы сюжетных картинок для составления рассказов;

• серии сюжетных картинок на различные темы;

• выразительные, яркие, образные игрушки для обучения детей

• составлению описательных рассказов.

• схемы –опоры для составления описательных рассказов о предметах, животных, птицах.

• маски, элементы костюмов, фигурки из плоскостного театра, куклы – игрушки из киндер – сюрпризов, куклы для драматизации отрывков из сказок и художественных произведений.

• библиотека детских книг

1. формирование звукового анализа и синтеза слогов и слов

• магнитная доска;

• наборы магнитных букв;

• кассы букв и слогов;

• кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»

• слоговые линейки.

• звуковые схемы слов из 3,4,5,6 звуков типа «Домики»

• цветовые сигналы для обозначения гласных и согласных звуков.

схемы деления слов на слоги:

• схемы деления предложений на 2,3, 4 слова:

• настольно-печатные игры типа «Звуковая цепочка», «Поезд», «Пирамида».

Активное использование развивающих приемов, носит комплексный и развивающий характер, направленный на развитие интеллекта и овладение коммуникативными навыками.

Предметно-развивающая среда должна преобразовываться в соответствии с темой недели – оформляются уголки, детям предоставляется игровой материал, который послужит развитию и закреплению определенных познавательно-речевых способностей.

Педагогическая целесообразность, которая позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить самовыражение воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка. В виду ограниченности пространства в группе, педагоги следят за тем, чтобы не перегружать зоны чрезмерным количеством информации, игровых материалов. Вместо этого вдумчивое наполнение игровых зон позволяет повысить эффективность их использования и получить более качественный результат.

Таким образом, соблюдение принципов организации предметно-развивающей среды группы способствует развитию познавательно-речевых навыков детей.

При организации речевого уголка необходимо соблюдать следующие требования :

Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.

Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.

Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.

Игровой материал должен быть доступным для ребенка.

Не следует перегружать уголок оборудованием.

Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – "одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.

Методические рекомендации по содержанию книжного центра в группах ДОО

Уголок книги должен быть организован во всех группах детского сада.

Основной принцип, которого должны придерживаться педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с воспитательно-образовательной работой в группе. Например, в книжном уголке можно подготовить детей к беседе о своем городе: рассмотреть иллюстрации, фотографии, изготовить альбом.

К устройству уголка предъявляется ряд требований :

- удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума;

- хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером, чтобы дети не портили зрение;

- эстетичность оформления – уголок книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением могут быть предметы народно-прикладного искусства. На стене вывешивают репродукции картин, а для детей 5-6 лет – портреты писателя.

В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции с картин известных художников. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта, правила пользования книгой. В нем можно хранить персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа. Существуют разные варианты оформления уголка.

В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество. Однако существуют главные условия, которые должны быть соблюдены, - это удобство и целесообразность.

Кроме того, уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

Если не захочет взрослый – не захочет и ребенок…

В заключение хочется напомнить, что одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия являются:

• искренняя заинтересованность педагога в его результатах,

• желание помочь ребенку,

• постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений.

Литература: 1. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / Под ред. В. А. Петровского. – М: Просвещение. - 1993. – 126с. 2. Поляков, М. Н. Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении. / Готовимся к аттестации! [Текст] / М. Н. Поляков. – СПб. : «Детство – Пресс». - 1999. – 45с

Публикации по теме:

Консультация для родителей и воспитателей на тему «Основные требования к организации и проведению утренних зарядок» I. Значение утренней зарядки для дошкольников Основная задача утренней зарядки — перевести ребенка в бодрое состояние, активизировать и.

Консультация для воспитателей «Полифункциональность развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» Педагоги на протяжении нескольких поколений учат детей тому, что все вещи должны лежать на своих местах: одежда в шкафчиках, посудка – в.

Основные требования и принципы организации развивающей предметно-развивающей среды В связи с потребностями модернизации системы образования в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный.

Консультация «Основные требования к речи воспитателя» Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания.

Памятка для воспитателей по организации развивающей предметно — пространственной среды в групповой комнате Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для ребят раннего возраста ИГРА КАК ОСОБОЕ ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

Фотоотчет о предметно-развивающей средеФотоотчет о предметно-развивающей среде создала центр по безопасности разместила материал: лепбук альбомы игры светофор пожарная машина щит по пожарной безопасности плакат.

Консультация «Требования к оснащению предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию» Требования к оснащению предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию. Цель: создание условий, способствующих воспитанию патриотизма.

Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации Предметно-пространственная игровая среда (психологический взгляд) -поле социальной и культурной деятельности, сфера передачи и закрепления.

Создание оптимальной развивающей предметно-пространственной среды как средства успешного развития речи детей дошкольного воз Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Я считаю,что одним из условий для полноценного речевого развития.

Ведущая роль игровой деятельности при организации развивающей предметно-пространственной среды Ведущая роль игровой деятельности при организации развивающей предметно-пространственной среды. Особое значение в ДОУ придается предметно-игровой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Основные требования к организации развивающей предметно-пространственной среде по развитию речи»
Опубликовано: 10 декабря 2019 в 18:31
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Основные требования к организации развивающей предметно-пространственной среде по развитию речи»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Сариева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД