Ирина Черепанова
Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно-пространственная игровая среда (психологический взгляд) -поле социальной и культурной деятельности, сфера передачи и закрепления социального опыта, культуры и субкультуры, развития творчества.
Развивающая предметно-пространственная среда ДОО (педагогический взгляд) - система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая его развитие; предполагает единство социальных предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка, учитывающая его индивидуальные и возрастные особенности.
Публикация «Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Функции предметно-развивающей и игровой среды ДОУ
Информационная функция (служит носителем разнообразной информации об окружающем
Стимулирующая функция (стимулирует деятельность ребенка, побуждает к действиям.)
Развивающая функция (позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного)
Макро-микросреда ДОО
Макросреда ДОО – территория детского сада (участок, экологическая тропа, фруктовый сад, огород, уголок леса, цветники, стадион, и т. д.)
помещения детского сада (кабинеты, залы, холлы, лестничные марши; специально организованные минисреды в помещении детского сада (мини-музеи, экспозиции, детская библиотека)
Микросреда ДОО - внутренняя организация развивающей предметно-пространствнной среды групповых помещений (центров детской активности)
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно- насыщенной
пространство группы соответствует возрасту, индивидуальным особенностям детей
- тема комплексно-тематического планирования имеет свое отражение во всех развивающих центрах
-достаточное количество материалов в центрах для организации разных видов детской деятельности
-наличие в группе изделий, предметов, отражающих региональный компонент
Полифункциональность РППС , что предполагает
наличие неоформленного игрового материала
- использование продуктов детской и взрослой дизайн-деятельности для оформления макро-микросреды
имеется «стена творчества»
- наличие полифункциональных ширм, перегородок и т. д.
двухуровневые комплексы
Трансформируемость РППС что предполагает
возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей.
Вариативность РППС
-в группе выдержано зонирование пространства (выделены активная, рабочая, спокойная зоны)
«подвижные» границы между центрами
- наличие центров по пяти основным образовательным областям
- сменяемость игровых материалов, стимулирующих детскую деятельность
- в группе имеется пространство для уединения
Доступность РППС
соотношение масштаба «рост – глаз - рука»
- доступность в использовании игр, игрушек, материалов, пособий, обеспечивающих все основные виды детской активности, в том числе и для детей с ограниченными возможностями
- имеющие в пространстве игры, игрушки, пособия и т. д. доступны детям дошкольного возраста по содержанию
- имеющие в пространстве игры, игрушки, пособия и т. д. исправны и сохранны
Безопасность предметно-пространственной среды
физическая
-Сертификаты на материалы
-Мебель имеет жесткое фиксирование (прибита к стене, подкручена и т. д.)
психологическая безопасность
-Цветовое решение группы (стены)
- Использование элементов домашней обстановки
- Цветы, растения (наличие настоящей зелени)