Ирина Белякова
Создание оптимальной развивающей предметно-пространственной среды как средства успешного развития речи детей дошкольного воз
▼ Скачать + Заказать документы
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.
Я считаю,что одним из условий для полноценного речевого развития детей является обеспечение оптимальной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Публикация «Создание оптимальной развивающей предметно-пространственной среды как средства успешного развития речи детей дошкольного воз» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Для развития речи в своей группе я использую все пространство группы, которое в свою очередь разделяется на определенные зоны.
С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в группе созданы следующие уголки : Уголок речевой активности, Уголок Книги, Уголок Изо, Театральный уголок, Уголок природы, Уголки сюжетно-ролевых игр,Физкультурнооздоровительный уголок,Строительный уголок, Икт технологии, Мини-музей «Мой папа», Уголок по ПДД, Математический уголок, Уголок экспериментирования.
В речевом уголке находятся: 1. Игры для развития речевого дыхания. Например, такие дидактические игры как, «Катись, карандаш», «Воздушный шарик», «Свистульки», «Мыльные пузыри», «Подуй в дудочку», «Ветерок». Для развития речи используем с детьми набор предметных, сюжетных картинок; дидактические игры и пособия: Лото «Домашние животные», «Говори правильно», «Кто что ест», «Мамы и их детеныши», «Времена года»," Собери картинку животного родного края" и другие.
Здесь дети продолжают учиться составлять рассказы по сюжетной картинке
В зоне сюжетно-ролевых игр созданы необходимые условия для проведения сюжетно-ролевых игр «Больница», «Семья», «Магазин», «Салон красоты», «Шоферы», «Строители», что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнером – сверстником, партнером – взрослым.
Зона познавательного развития способствует расширению, уточнению и обогащению словаря ребенка за счет развивающих, дидактических игр с математическим содержанием, на развитие образного логического мышления.
В зоне театрально-игровой деятельности представлены различные виды театров. Также здесь расположились сказочные персонажи, выполненные из различных материалов. Дети учатся правильно выстраивать фразы при инсценировке, перевоплощаются в различных героев, меняя при этом интонацию, голос. Театрализованные игры играют важную роль в овладении детьми навыками разговорной диалогической речи, развивают уверенность в себе, коммуникабельность. Работа в этом уголке способствует обогащению словарного запаса детей, развивается память и связная, а также диалогическая и монологическая речь.
В книжном уголке представлены любимые детские сказки и рассказы по лексическим темам. Используя интернет ресурсы, мы с детьми рассматриваем фотографии детских писателей, прослушиваем стихи, сказки. Учимся пересказывать, заучиваем наизусть. Ежедневное чтение художественной литературы в детском саду, специальные занятия по художественной литературе оказывают большое влияние на познавательно-речевое развитие детей.
Дети учатся правильно строить высказывания, пересказывать текст, составлять небольшие рассказы. Также дети знакомятся с пословицами и поговорками, крылатыми фразами, учатся объяснять их и применять в самостоятельной речи. Отрабатывается как диалогическая форма речи, так и монологическая.
Наряду с художественной литературой в уголке экспериментирования представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников. В процессе выполнения опытов и исследований дети учатся составлять предложения по демонстрируемым действиям, составлять небольшие рассказы, размышлять, рассуждать и доказывать.
В группе расположен центр художественного творчества, где дети могут выразить свои впечатления, развивать мелкую моторику. Известно, что развитие речи связано с развитием движений пальцев рук. В течение года дети активно работают ножницами, со штампами, трафаретами. Используются приемы обрывания, процарапывания, складывание бумаги. Дети выполняют работы, а затем о них рассказывают.
Зона конструирования содержит разнообразный строительный материал, который находится в свободном доступе для детей. В процессе игры дети учатся понимать значения предлогов и употреблять их в речи.
Зона двигательной активности способствует обогащению, расширению и активизации словаря в процессе физических упражнений, подвижных игр.
Таким образом, специально организованное жизненное пространство стимулирует активность ребенка, создает возможность для успешного речевого развития, позволяет ребенку проявлять свои способности на занятиях, в свободной деятельности, помогает чувствовать себя уверенно, способствует в целом всестороннему гармоничному развитию личности.