марина лоскутова
Консультация «Требования к оснащению предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию»
▼ Скачать + Заказать документы
Требования к оснащению предметно-развивающей среды
по патриотическому воспитанию.
Цель: создание условий, способствующих воспитанию патриотизма у детей, гордости за свой родной край и любви к Родине.
Публикация «Консультация „Требования к оснащению предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Оформление детских садов
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Предметно-развивающая среда по патриотическому воспитанию способствует развитию речи, воображения, мышления, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности ребенка, воспитывает любовь к родному городу, к родному краю, России.
Непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях является опора на личностно- ориентированную модель взаимодействия между людьми.
Принципы:
1) Принцип дистанции, позиции при взаимодействии; т. е. размер и планировка мебели должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или наоборот.
2) Принцип активности: среда должна быть в детском саду более интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств, т. е. все предметы должны быть на уровне роста ребенка, доступны ему.
3) Принцип стабильности – динамичности; т. е. возможность изменения развивающей среды.
4) Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка. Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству со средствами и способами познания, развитию интеллекта.
5) Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды : целесообразно, например, в разных стилях представить детям одно и тоже содержание.
6) Принцип учета половых и возрастных различений детей. Среда должна быть построена так, чтобы как мальчики, так и девочки могли проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
Требования :
При создании предметно-игровой среды следует соблюдать санитарно-гигиенические, педагогические, эстетические требования : достаточная освещенность, целесообразность размещения экспонатов и доступность, научность и достоверность предоставляемого материала в соответствии с возрастными особенностями детей, эстетичность, красочность и привлекательность.
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
В настоящее время в ДОУ большое внимание уделено нравственно- патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Ведь формирование гражданской позиции начинается с детства. Задача нас как педагогов не позволить вырасти нашим детям «Иванами не помнящими родства». Без знаний своих корней, традиции своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относится к другим народам.
«С чего начинается наша Родина?»
Слово Родина включает в себя все условия жизни: территорию, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.
Становления человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного края. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Прежде чем ребёнок начинает воспринимать себя как гражданина своей страны, ему нужно помочь в осознании своего собственного «я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно. Для этого нужно время. И в этом нам-педагогам может помочь правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда.
Нравственно - патриотическое воспитание включает в себя такие разделы как: семья; детский сад; родная улица, район; родной город; страна, ее столица, символика; права и обязанности.
Реализовать работу по нравственно- патриотическому воспитанию помогает развивающая среда в группах, созданная педагогами детского сада.
Так в 1 младшей группе у детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о своем городе, даются первоначальные представления о родном крае, его растениях и животных, знакомят с русской народной игрушкой.
Следовательно, в уголке должны быть:
- Альбомы: «Наши мамы» или «Моя семья», «Наш детский сад», «Моя родная станица»;
- Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Кубани;
- Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;
- Русские народные игрушки (свистульки);
- Книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;
Во 2 младшей группе у детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о труде работников дошкольного учреждения, о своей малой родине, формируется сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях, о народных и государственных праздниках; о природе родного края.
Следовательно, в уголке должны быть:
- Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Моя родная станица»;
- Родословные древа детей;
- Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Кубани;
- Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;
- Предметы декоративно-прикладного искусства ( тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца, керамика: миски, вазы, изделия из соломы, льна, лозы, русские народные игрушки (свистульки);
- Книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;
- Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.
В средней группе у воспитанников формируется интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа; о столице России- Москве, о своей станице, улице; о национальном флаге, гербе, гимне; о народных героях; русских праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.
В уголке должны быть:
- Государственная символика (флаг, герб, текст гимна);
- Портрет президента;
- Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Моя родная станица», «Москва- столица России»;
- Родословные древа детей;
- Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Кубани;
- Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;
-Предметы декоративно-прикладного искусства ( тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца, одежда; керамика: миски, вазы, кувшинчики- спорыши и другая традиционная русская посуда; изделия из соломы, льна, лозы: куклы, звери, птицы, декоративные тарелки, корзины и т. д. ; изделия из дерева, украшенные резьбой, росписью, соломкой: шкатулки, панно и др. ; русские народные игрушки (свистульки);
- Иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родной станицы;
- Книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;
- Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.
В старшей группе формируют представления воспитанников о семье, о родословной; о своем детском саде как втором доме. Знакомят с достопримечательностями станицы, историей. С географическим расположением в РБ, с какими государствами граничит. О столице нашей Родины. О флаге и гербе, рассказывают об истории страны, о героическом прошлом нашей Родины. Продолжают знакомить с государственными и народными праздниками, с произведениями фольклора, с произведениями русских писателей и т. д. Формируют представления о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.
Поэтому в патриотический уголок добавляются :
- Государственная символика (флаг, герб, текст гимна);
- Портрет президента;
- Карта страны, глобус;
- Куклы в национальных костюмах;
- Альбомы с архитектурными памятниками России, заповедниками;
- Альбомы: «Мой город», «писатели, поэты, художники и др.», «День Победы» и др. ;
- Предметы декоративно- прикладного искусства ( тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца, одежда; керамика: миски, вазы, кувшинчики-спорыши и другая традиционная русская посуда; изделия из соломы, льна, лозы: куклы, звери, птицы, декоративные тарелки, корзины и т. д. ; изделия из дерева, украшенные резьбой, росписью, соломкой: шкатулки, панно и др. ; русские народные игрушки (свистульки);
- Иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родной станицы;
- Книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;
- Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.
- Различная познавательная и художественная литература;
Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Моя родная станица», «Москва- столица России»;
- Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Кубани;
- Родословные древа детей.