Жанна Котлярова
Консультация «Основные требования к речи воспитателя»
▼ Скачать + Заказать документы
«Основные требования к речи воспитателя»
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно восприимчиво к усвоению речи : если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к пяти-шести годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё является образцом для дошкольников.
Публикация «Консультация „Основные требования к речи воспитателя“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса детей играет воспитатель и его речь. Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов, которые они знают. Дети стараются копировать интонации преподавателя в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о таких же событиях. Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных.
Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом. Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем, если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью, ребенок, будет легче воспринимать знания, передаваемые ему преподавателями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски.
В общении с детьми воспитателю необходимо широко использовать лексическое богатство родного языка, учитывая возрастные особенности детей: подбирать и употреблять в своей речи такие слова, которые были бы им доступны для понимания и легки для усвоения.
В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая диалектизмов, а также слов, вышедших из употребления. Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, чем ярче, насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети.
Правильный подбор слов и словесных выражений обеспечивает точность, ясность и выразительность речи воспитателя.
К использованию новых слов необходимо подходить очень осторожно. С одной стороны, следует учитывать возраст детей и подбирать слова, доступные для их понимания, а с другой - постоянно вводить новые, расширять употребление уже имеющихся слов, объяснять их назначение.
В целом рассказ педагога должен быть полным, красочным, с точно подобранными словами, грамматически правильно оформлен, выразителен, между отдельными частями должна быть установлена четкая логическая связь. При рассказывании необходимо умело пользоваться синонимами, метафорами, эпитетами, которые делают нашу речь выразительней, разнообразней, шире использовать устное народное творчество (пословицы, поговорки, скороговорки, фразеологические обороты.
Кроме того, речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, немногословной, но очень понятной и логичной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам детского сада.
Работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:
1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющие дефекты речи.
2. Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, то есть хорошую дикцию.
3. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм.
4. Стремиться правильно, использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания.
5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.
6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (в соответствии с возрастом детей).
7. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.
Педагог должен критично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению. Однако установить и выявить недостатки своей речи не всегда легко, так как в процессе общения внимание говорящего обращено, прежде всего, не на форму речи (как сказать, а на ее содержание (что сказать). Кроме того, в результате длительного небрежного отношения к своей речи некоторые недочеты могут прочно закрепиться, и в дальнейшем воспитатель не будет их замечать.
Например, не замечают такие недостатки, как торопливость, невнятность, монотонность речи, повышенная громкость голоса, неточность произнесения отдельных звуков или слов и другие. Чаще всего речь воспитателя страдает небрежным, неряшливым произношением, когда звуки и слова произносятся при недостаточно открытом рте (как бы сквозь зубы, недоговаривают окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные.
Голос – это профессиональный инструмент воспитателя, необходимо правильно пользоваться, беречь его от перегрузок. Неверное использование голоса может проявляться, например, в чрезмерном повышении его громкости (при шуме в группе, на площадке). Если все-таки ситуация общения потребует значительного усиления громкости речи, это не означает, что нужно доводить ее до крика. Следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп речи.
Если голос тихий и слабый, его необходимо развивать и укреплять специальными упражнениями. Так же может быть устранена и неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).
Чтобы знать о несовершенствах собственной речи, воспитателю необходимо прислушиваться к замечаниям коллег. Открытые занятия полезно записывать на камеру, с тем, чтобы во время их разбора можно было обратить внимание на свою речь, провести анализ ее звуковой стороны, использования лексических средств, грамматического оформления.
В методическом кабинете детского сада должны быть словари, сборники и пособия, содержащие пословицы, загадки, фразеологизмы, а также небольшие таблицы и плакаты с трудными словами.
В педагогической практике воспитателю приходится выступать перед детьми рассказчиком, передающим содержание не только художественных произведений. В целях обучения детей рассказыванию в детском саду широко используется методический прием — обучение на образце рассказа воспитателя. Следуя этому образцу, дети приобретают необходимые умения. Воспитатель должен уметь составить рассказ по картинке, описать случай из жизни, описать какой-либо предмет.
Рассказ воспитателя, который служит образцом для детей, должен иметь все те качества, которые указаны в программе детского сада: содержательность, связность, последовательность, выразительность. Это живые коротенькие рассказы, понятные и интересные детям, изложенные простым языком. Рассказывать, надо умело отбирать жизненные факты, понятные детям и ценные с точки зрения задач воспитания.
Воспитатель должен быть внимательным, зорким наблюдателем жизни и ее активным участником. Словарь педагога должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, точно обозначать оттенки цвета, материал, форму, величину предметов и др.
Правильный подбор слов и словесных выражений обеспечивает точность, ясность и выразительность речи воспитателя. Хорошая дикция и правильное литературное произношение - это то, чем должен владеть педагог. Также необходимо каждодневно прививать детям речевой этикет: учить говорить спокойно, без крика, отвечать по одному, не перебивать говорящего, быть сдержанным, уметь терпеливо выслушать других. Такое речевое поведение воспитатель должен показывать детям своим личным примером и всегда помнить о своей гражданской ответственности перед обществом. Ведь дошкольное детство особенно восприимчиво к усвоению речи.
Поэтому повышение общей и речевой культуры педагога - это залог высокой речевой культуры народа в целом.
Берегите и любите слово.
Ведь с него начинается наш родной русский язык!