Кристина Емашова
Консультация для воспитателей «Обучение и воспитание дошкольников с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение и воспитание дошкольников с ЗПР
Введение:
В последние годы все больше внимания уделяется изучению сложных феноменов человеческого бытия, рассмотрение и понимание которых возможно лишь на стыке психологии и других областей знания. К числу таких феноменов относится проблема нравственного развития человека. Сутью, основным содержанием нравственного развития является способность человека различать добро и зло, иметь представления о всем многообразии проявлений доброго и злого, а также руководствоваться в своем поведении общественно заданной нормой «добра» и противостоять «злу». «Добро» и «зло» выступают как фундаментальные понятия в категориальном аппарате философской антропологии, теологии, аксиологии и этики (А. Г. Долгий, В. В. Знаков, И. А. Ильин, Н. О. Лосский, В. П. Фетисов, и др.).
Публикация «Консультация для воспитателей „Обучение и воспитание дошкольников с ЗПР“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В психологических исследованиях широко освещены вопросы нравственного сознания и нравственного поведения, нравственных чувств и переживаний, нравственных отношений (Л. И. Божович, Б. С. Братусь, Е. К. Веселова, Л. С. Выготский, В. П. Зинченко, В. В. Знаков, В. Х. Манеров, Е. А. Мануйлова, B.C. Мухина, М. Мэй, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн, X. Хартшорн, М. Хаузер, Н. Эйзенберг, Р. Эммонс). Проблемы генезиса нравственности, его внешних и внутренних детерминантов разрабатывались в отечественной науке рядом исследователей (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Божович, Б. С. Братусь, Р. Н. Ибрагимова, И. С. Кон, Т. Д. Марцинковская, Н!В. Мельникова, К. Муздыбаев, Л. Ф. Обухова, Т. А. Репина, O.A. Самылова, Е. В. Субботский, В. М. Холмогорова, В. Э. Чудновский, Д. М. Шатров, С. Г. Якобсон и др.).
В работах Л. И. Божович, А. Н Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина нравственное развитие ребенка рассматривается как результат интериоризации социальных норм, регулирующих поведение, деятельность и отношения субъектов. По мнению многих исследователей, дошкольный возраст является наиболее чувствительным периодом морально-нравственного развития ребенка, когда в его сознании складываются первичные этические инстанции (Н. В. Мельникова, Е. О. Смирнова, С. Г. Якобсон и др.).
В процессе активной социализации в период дошкольного детства у ребенка складывается образ «Я» и мира, идет познание самого себя во всем многообразии связей с окружающим миром (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Божович, О. П. Гаврилушкина, Л. С. Медникова, B.C.Мухина, Е. О. Смирнова, Е. В. Субботский). Социализация, по словам Л. С. Выготского, является процессом «врастания» ребенка в человеческую культуру на основе овладения человеческим поведением. Поведение ребенка регулируется принятыми в обществе моральными нормами, которые по своей сути являются продуктом общественно-исторического развития и зафиксированы в эталонах морально приемлемого поведения. Присваивая общественно-исторический опыт, ребенок не может не впитывать установившиеся в обществе нормы и правила, закрепленные в моральных эталонах: добро («что такое хорошо») и зло («что такое плохо», которые передаются от поколения к поколению и транслируются ребенку взрослым.
Эталоны морали, отраженные в понятиях добра и зла, являются регулятором отношения личности к миру и придают смысл и направления личностным позициям и поступкам (С. Л. Рубинштейн, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин, С. Г. Якобсон). От возможности и умения различать добрые («что такое хорошо») и недобрые («что такое плохо») явления социальной жизни зависит то, как будет осуществляться не только дальнейшее нравственное развитие ребенка, но и становление его личности как субъекта социальных отношений (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, B.C.Мухина и др.).
На формирование нравственного сознания и поведения ребенка, с одной стороны, влияют детерминирующие факторы среды и воспитания, с другой -индивидные свойства и уровень предпосылок психического развития личности. Анализ имеющихся исследований по вопросу нравственного развития дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) обнаружил малую изученность данной проблемы в специальной психологии. Проблема нравственного развития детей с ЗПР в разной мере освещалась в исследованиях отечественных психологов H.JI. Белопольской, Е. А. Винниковой, Э. И. Кякинен, И. Ф. Марковской, Е. С. Слепович и др. Имеющиеся работы преимущественно посвящены вопросам становления нравственной сферы младших школьников с ЗПР. Реже исследователи касаются отдельных аспектов нравственного развития детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Авторы отмечают, что нравственная сфера детей с задержкой психического развития имеет ряд особенностей в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Эти особенности проявляются в ситуативности поведения ребенка, слабой ориентировке детей в нравственно-этических нормах, что ведет к нереализованным возрастным возможностям в нравственном становлении ребенка и не может не отражаться на формировании его личности. В этой связи крайне важным представляется изучение возможностей нравственного развития дошкольников с ЗПР, что позволит предупредить многие трудности в формировании их нравственной сферы, способствуя более успешной их социализации и интеграции в общество.
Нравственное воспитание дошкольников с ЗПР
Процесс обучения в своем генезисе прошел ряд стадий развития, при этом уровень целостности становился выше и в настоящее время высокому ее уровню соответствует процесс проблемно-развивающего обучения. Теория проблемно-развивающего обучения представлена в трудах М. И. Махмутова и ряда других авторов (Ю. К. Бабанский, Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер и др.). Что же представляет собой сущность проблемного обучения?
Цель проблемного обучения : усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов (овладение способами познания). Проблемное обучение, по мнению Гребенюк О. С., включает еще и формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер школьника, развитие его индивидуальных способностей, то есть в проблемно-развивающем обучении акцент делается на общем развитии ребенка, а не на трансляции готовых выводов науки учащимся.
Проблемно-развивающее обучение - это современный уровень развития дидактики и педагогической практики. Оно является эффективным средством общего развития учащихся. Проблемным оно называется не потому, что весь учебный материал учащиеся усваивают только путем самостоятельного решения проблем и «открытия» новых понятий. Здесь есть и объяснение педагога, и репродуктивная деятельность учащихся, и постановка задач, и выполнение учащимися упражнений. Но организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем - характерный признак этого типа обучения : «Поскольку вся система методов при этом направлена на общее развитие школьника, развитие его индивидуальных способностей, проблемное обучение является подлинно развивающим обучением».
Для изучения особенностей представлений детей с ЗПР о нравственных нормах выделены три серии методик:
Первая серия направлена на исследование эмоционального компонента нравственной сферы дошкольников, на изучение их эмоционального отношения к проявлениям «добра» и «зла» и строится с помощью следующих экспериментальных методик: «Сюжетные картинки», «Я, добро и зло»,«Нарисуй Добро и Зло». Анализ результатов, полученных в ходе эксперимента, основывается на следующих параметрах: выраженность эмоционального отношения к добру и злу, добрым и злым поступкам; способность дифференцировать добро и зло, а также основания для такой дифференциации; адекватность эмоциональной реакции и ее соответствие ситуации; знание нравственной нормы ребенком и способность оперировать этим знанием при объяснении своего отношения к добру и злу.
Вторая серия методик,целью которых является изучение особенностей представлений детей о нравственных нормах на основе их оценочных суждений о добре и зле, о добром и злом человеке, а также представлений о нравственных качествах человека (когнитивный компонент нравственной сферы дошкольников). Для достижения поставленной цели используются: стандартизированная беседа, методики «Незаконченные предложения» и «Закончи историю». Параметрами при анализе результатов выступают: способность дифференцировать добро и зло и основания для дифференциации; способность оценить поступок как положительный или отрицательный и объяснить свою оценку, полнота и осмысленность представлений о добре и зле, добром и злом человеке у дошкольников, знание нравственной нормы и способность применять это знание в изменяющихся условиях.
Третья серия предполагает изучение поведенческого компонента нравственной сферы дошкольников и основывается на трех методиках: «Подели игрушки», «Сделаем вместе», «Проигрышная лотерея». Методики этой серии направлены на выявление специфики нравственного поведения детей в ситуации морального выбора, а также умения детей следовать имеющимся представлениям о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо». Анализ результатов, полученных в ходе проведения методик, строится с учетом следующих параметров: способность управлять собственным поведением в ситуациях морального выбора; способность в реальном поведении следовать имеющимся представлениям о том, что такое хорошо и что такое плохо, возможности и особенности нравственного отношения к другому.
Для детей с задержкой психического развития специфические особенности эмоционального отношения к добру и злу проявляются в относительной скудности проявлений их эмоционального реагирования, бедности чувств, невыразительности эмоциональной оценки происходящего по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Также между группами существуют статистически значимые различия в способности дошкольников оценивать поступки сверстников. Несмотря на то,что большинство детей с ЗПР способны правильно дифференцировать хорошие и плохие поступки, попытки раскрыть содержание их нравственной стороны с помощью нравственной оценки сводятся к использованию детьми речевых штампов, которые содержат чаще лишь функцию запрета или одобрения.
Анализ результатов методик свидетельствует о том, что образы добра и зла, создаваемые дошкольниками с ЗПР, в сравнении с детьми развивающимися в норме, носят упрощенный характер и наполнены лишь внешними признаками проявлений доброго и злого. Представления детей с ЗПР ситуативны, конкретны, статичны, и отмечаются чаще с помощью улыбающегося или недовольного, рассерженного лица. Представления о добром и злом у дошкольников как с задержанным, так и с нормальным психическим развитием формируются на основе индивидуального нравственного опыта, полученного в конкретных жизненных ситуациях. Об этом говорит содержательная сторона идентификации доброго и злого человека с близкими родственниками,известными детям сказочными персонажами, сверстниками. Дети, независимо от уровня психического развития, убеждены, что добра в мире больше и оно сильнее зла. Дошкольники склонны идентифицировать себя с добрым человеком, так как добро для них более привлекательно, они стремятся соответствовать образу доброго человека. Большую эмоциональную включенность дошкольники с разным уровнем психического развития обнаруживают при раскрытии образа зла. Повышенное эмоциональное реагирование может свидетельствовать о неприятии, отвержении детьми всего, что для них не является добрым. Кроме того, представления дошкольников о зле оказываются более вариативными и конкретизированными, что может быть связано с тем фактом, что проявления зла им более знакомы.
У детей с задержкой психического развития наблюдается наличие «нравственного эгоцентризма». Они способны лучше дифференцировать понятия добра и зла, если добро или зло направлены непосредственно на них. Так, все что приносит удовольствие, пользу и выгоду самому ребенку он считает добром. То, что причиняет боль, вызывает беспокойство или страх, является злом. Напротив, их сверстники с нормальным уровнем психического развития указывают на то, что добро и зло может в одинаковой степени проявляться как по отношению к ним, так и по отношению к окружающим людям.
Представления о добре (что такое хорошо) и зле (что такое плохо) у детей данной категории носят конкретный ситуативный характер. Эти представления сформированы у дошкольников на основе обучения их принятым в обществе нравственным нормам и усвоены детьми в виде штампов одобрения - «можно» и запретов - «нельзя». Можно говорить о том, что содержание нравственных категорий открыто дошкольникам с ЗПР лишь в самом общем виде и усвоено ими по механическому подражанию, нравственные понятия еще не переработаны детьми, не вошли в их нравственный опыт, поэтому их социальное значение не всегда осознается дошкольниками. Поэтому, возможно, такие формальные знания и не становятся прочной основой для формирования нравственного поведения дошкольников с задержкой психического развития.
Как показывают наблюдения за поведением дошкольников, дети с ЗПР ведут себя более эмоционально в том случае, когда это связано с их личной заинтересованностью, с возможностью получения ими личной выгоды, в чем нашел яркое подтверждение нравственный эгоцентризм дошкольников с интеллектуальной недостаточностью как проявление их нравственной незрелости. В ходе реального взаимодействия со взрослыми и сверстниками дошкольники с задержкой психического развития способны агрессивнореагировать на возникшее препятствие, на несогласие и замечания сверстников в отношении своего поведения. В проблемных ситуациях они в меньшей степени, чем нормально развивающиеся дети, способны контролировать свои эмоции и редко способны проявлять нравственное отношение к другому. Нравственный выбор, если и имеет место, то дается ребенку с большим трудом, при этом дошкольники с ЗПР ищут поддержку и одобрение своих действий у взрослого, испытывают трудности при самостоятельном принятии решения, не уверены в правильности своего выбора.
Заключение:
У детей с разным уровнем психического развития выявляют общие закономерности в становлении нравственного сознания и поведения, проявившиеся в представлениях о добре и зле, в отношении к добру и злу, а также в поведении дошкольников в ситуациях нравственного выбора:
1. Дети старшего дошкольного возраста независимо от уровня психического развития способны выразить свое отношение к добру и злу, опираясь на свой индивидуальный опыт. Возможности осознания добра и зла, специфика раскрытия их содержания обусловлены интеллектуальными и личностными свойствами дошкольников, а также уже имеющимся опытом нравственного поведения.
2. Дошкольники как с задержанным, так и с нормальным уровнем психического развития убеждены в торжестве добра над злом, а также в количественном превосходстве добрых людей над злыми. В первую очередь дошкольники идентифицируют доброго человека со своей матерью. Кроме того, они не сомневаются в своей доброте, идентифицируя себя с добрым человеком. Становление нравственной самоидентификации у детей происходит под влиянием доброжелательного отношения близких людей и желания соответствовать их высокой оценке.
3. Дошкольники демонстрируют дифференцированное отношение к добру и злу, добрым и злым поступкам людей. Большее эмоциональное включение дошкольники обнаруживают при раскрытии своего отношения к злу, злому человеку. В представлениях детей зло более конкретизировано и понятно.
4. В ситуации реального поведения, когда перед детьми стоит задача нравственного выбора, у дошкольников как с задержанным, так и с нормальным уровнем психического развития наблюдаются трудности соблюдения моральных норм и правил взаимодействия.
Список литературы:
1. Антонова, Е. А. Особенности представлений о добре и зле у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. [Текст]-СПб., 2011. № 129. С. 73 - 80
2. Антонова Е. А. Добрые и злые сказочные персонажи в представлениях дошкольников с интеллектуальной недостаточностью // Вестник Брянского государственного университета. Серия педагогика / психология. Брянск: ред. изд. отдел «Брянский государственный университет», 2011. № 1. С. 204-207
3. Жучкова, Г. Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики: практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. [Текст] / Г. Н. Жучкова. - М. «Издательство ГНОМ и Д», 2008.- 64 с.
4. Захарова, Т. Н. Ролевые игры в детском саду. Конспекты занятий с детьми от 4 до 7 лет в детском саду. [Текст] / Т. Н. Захарова. – Ярославль, ООО «Академия развития», 2012.-160с.
5. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии. М., Академия, 1998, 293с. ;
6. Шарапова Э. И. Формирование социально – ценностного поведения детей 5-7 лет/Автореф. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. - Волгоград, 2008. - 208 с.
Конспект «В гостях у сказки мы бывали — добро и зло там повстречали» для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
«В гостях у сказки мы бывали –
добро и зло там повстречали».
Интеграция образовательных областей:
• «Чтение художественной литературы».
• «Познание».
• «Коммуникация».
• «Социализация».
• «Физическая культура».
• «Музыка».
Цель:
• Закрепить у детей знания о том, что в мире есть добро и зло, что добрые дела совершать приятно, добрых людей все любят, им помогают.
Задачи:
Образовательные:
• Формировать представление о доброте, добрых поступках их значении в жизни человека (социализация, коммуникация).
• Продолжать формировать у детей эмоциональное отношение к поступкам литературных героев, умение адекватно оценивать поступок.
Развивающие:
• Развивать фразовую речь.
• Упражнять в подборе слов со сходным значением (добро – добрый, добросердечный).
• Обогащать словарь детей.
• Развивать умение создавать эмоционально – выразительные образы в песнегруппа «Барбарики» – «Что такое доброт
Воспитательные :
• Приобщать детей к словесному творчеству.
• Воспитывать желание быть похожими на положительных героев.
• Воспитывать бережное обращение к книгам (коммуникация, социализация, чтение художественной литературы).
Оборудование:
• Картинки со сказочными героями.
• Русские народные сказки
• Разрезные картинки.
• CD «Дюймовочка», «Снежная королева», «Цветик семицветик», «Золотой ключик», «Золушка», «Белоснежка и семь гномов», «Мороз Иванович», «Двенадцать месяцев», «Морозко» и др.
Ход занятия:
Воспитатель вместе с детьми.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!».
«Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!».
И каждый становится добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера.
Здравствуйте! Доброе утро!
Воспитатель.
Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.
Воспитатель.
Дети, я вас приглашаю на выставку картин по сказкам
Рассматривание картин. Краткая беседа по картинам.
Воспитатель.
Теперь займите свои места на стульчиках.
На сегодняшнем занятии пойдет разговор о доброте.
Послушайте, пожалуйста, русскую народную сказку «Гуси - Лебеди».
2. Чтение русской народной сказки «Гуси - Лебеди».
3. Беседа с детьми по содержанию сказки. Вопросы.
Воспитатель.
Как называется сказка?
Куда уехали отец с матерью?
Что перед отъездом велели Маше родители?
Послушалась Маша родителей?
Что сделала Маша после отъезда отца с матерью?
Что случилось с Ванюшкой?
Куда унесли гуси – лебеди братца?
Пошла Маша братца искать, многих встретила в пути. Кто помог Машеньке найти дорогу?
Что спросила Маша у печки?
О чем попросила Машу печка?
А как печка помогла Маше?
Кого еще встретила в поле Маша?
О чем яблоня попросила Машу?
У кого еще спрашивала Маша, куда гуси-лебеди полетели?
Чем Маша помогла речке?
Кто в дремучем лесу привел Машу к Ванюшке?
Что сделала Маша, когда увидела братца?
Кого послала Баба-яга в погоню за Машей и Ванюшкой?
Кто прятал Машу с Ванюшкой от гусей-лебедей?
Назови их по порядку.
Как ты думаешь, если бы Маша не стала помогать печке, яблоне и речке, показали бы они ей, куда гуси-лебеди полетели?
Кто вам в сказке нравится больше всего и почему?
Какие добрые слова мы можем сказать о печке, речке и яблоньке?
Каких героев можно назвать добрыми?
Кто еще в сказке был хорошим?
Чем закончилась сказка?
4. Дидактическая игра «Придумай похожее слово».
Зло – злой, злодей, злобный, злость, злиться, озлобленный, злюка и др.
Добро – доброта, добродушный, добрый, задобрить, Добрыня, добросердечный, доброжелательный и др.
Воспитатель.
А какое добро? Что можно о нем сказать?
Дети.
Хорошее, радостное. Помогает, воспитывает, сближает. Добро всегда побеждает зло.
Воспитатель.
А какое зло? Что можно о нем сказать?
Дети.
Жестокое, страшное.
Портит, уничтожает, губит.
Злым людям плохо живётся.
Воспитатель.
Давайте хором повторим и внимательно вслушаемся в это слово - доброта. В давние времена, как рассказывают книги, это слово произносили мягко - доброта. Добро тебе, добро от тебя. Как это верно!
Воспитатель.
Ребята, а как думаете вы, что такое добро? (рассуждение детей).
Одно добро – это сокровища, книги, драгоценности, картины, игрушки. Такое добро можно увидеть и даже руками потрогать. Другое добро можно услышать – это музыка, задушевные стихи, нежные слова.
Но есть такое добро, которое нельзя потрогать, его нельзя увидеть, услышать, у него нет, ни запаха, ни вкуса, но его должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители.
Это доброе сердце, добрая душа, добрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду. О таких людях говорят «Добрый человек».
Воспитатель.
Подумайте и скажите, о ком или о чем можно сказать «добрый»?
Дети.
О человеке, поступке, дне, вечере, пути и т. д.
Воспитатель.
О каком человеке можно сказать, что он добрый?
Дети.
Когда он внимательный, заботливый, щедрый, добродушный, отзывчивый, нежадный, делает добрые поступки…
Воспитатель.
Как вы думаете, что такое добро?
Дети.
Добро – это умение радоваться, сочувствовать, сопереживать, сострадать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.
Воспитатель.
Где вы могли слышать о добрых людях и добрых поступках?
Дети.
В книгах, кино, сказках.
Воспитатель.
Про каких героев вы можете сказать, что они добрые? (Золушка, Аленушка, Крокодил Гена, Чебурашка, Мальчик – с пальчик, Ховрошечка).
Воспитатель.
А только ли добрыми бывают сказочные герои?
Давайте вспомним злых сказочных персонажей? (Злая мачеха, Кощей бессмертный, Карабас – Барабас, Баба Яга, Гуси – Лебеди).
5. Физкультминутка под песню группы «Барбарики» – «Что такое доброта?»
6. Воспитатель предлагает детям пройти за столы и рассмотреть Ярмарку книг.
Дети выбирают понравившуюся книгу, говорят название и кратко дают характеристику героям.
7. Игровое упражнение «Подумай и скажи».
На карточках картинки с героями сказок добрые и злые.
Воспитатель просит детей.
Отложите все карточки с добрыми героями (Почему ты так решил)
Отложите все карточки со злыми героями? (Почему ты так решил)
(Дети выполняют задание).
8. Игра «Собери сказочного героя». (Под фонограмму песни «Сказки гуляют по свету» муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского).
У каждого ребенка свой сказочный герой по типу «Разрезные картинки». Надо быстро и без ошибок собрать героя. Побеждает тот, кто правильно и быстро соберет.
Дети и воспитатель располагаются за столами.
9. Подведение итогов. Оценка деятельности.
Воспитатель.
Конечно же, добрые поступки приносят всем радость, удовлетворение. Вы сегодня узнали много интересного, сами активно принимали участия во всех заданиях. Скажите, а где все герои сказок могут встретиться вместе?
Дети.
На утренниках, в цирке, в книгах, на представлении, в театре.
Чтения стихотворения.
Саша.
С детства мы любим играть и смеяться
С детства мы учимся добрыми быть
Вот бы такими всегда оставаться
Чтоб улыбаться и крепко дружить.
Воспитатель.
Закончить нашу беседу я хочу строчками из стихотворения:
Собери всю доброту.
Положи в ладошки,
И всем людям подари,
И себе немножко.
Давайте всем нашим гостям подарим по волшебному солнышку. Частицы нашей теплоты и доброты. Пусть, они, глядя на его лучи – улыбнуться, и будут всегда, всегда добрыми, ведь добрый человек – красивый человек. А красота порождает МИР!