МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Речь воспитателя на занятиях по изодеятельности»

Нуриева Роза Маратовна
Консультация для воспитателей «Речь воспитателя на занятиях по изодеятельности»
▼ Скачать +Заказ

1. Влияние речи педагога на речевое развитие ребенка

Важнейшим средством связи между ребенком и окружающим его миром является речевое общение. Оно так же является одной из сложных высших психических функций человека. Функция эта не является врожденной способностью ребенка, а формируется с самых первых дней жизни человека под влиянием речи взрослых. В наибольшей степени зависит от достаточной практики речи, адекватного окружения, обучения и воспитания.

Публикация «Консультация для воспитателей „Речь воспитателя на занятиях по изодеятельности“» размещена в разделах

Как было упомянуто ранее – общение в развитии ребенка играет немаловажную роль, а то и одну из главных. Общение присутствует во всех видах деятельности человека с человеком. Оно возникает раньше других психических процессов. Общение выступает одним из главных пунктов формирования личности ребенка, так как оказывает огромное влияние на его психическое развитие, формирует личность в целом и, главное, общение способно ускорять ход развития ребенка, а также значимо для его всестороннего развития.

Для обмена информацией ребенка со взрослым человеком в ход идут сигналы или знаки: сначала невербальные (касания, улыбка и так далее, а затем основное значение постепенно приобретает речевая (вербальная) коммуникация. Это способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка.

Необходимым условием развития речи детей является образец для подражания. Дети учатся говорить так, как говорят окружающие их взрослые, речи которых они подражают. Но так как задача детского сада заключается в том, чтобы дети овладели правильной речью, то важно, чтобы примером для подражания им служил правильный литературный язык. В первую очередь воспитатель должен давать детям такой образец. Это важно потому, что ребенок много времени проводит в детском саду в общении с воспитателем.

По своему положению воспитатель пользуется авторитетом у детей, кроме того, пример самого воспитателя — один из приемов педагогического воздействия.

Ребенок в детском саду так же разговаривает с другими сотрудниками детского сада. Речь их также должна быть грамотной, приветливой, вежливой.

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека.

Требования к речи педагога:

Правильность – соответствие речи языковым нормам.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.

2. Роль изобразительной деятельности в развитии речи у детей дошкольного возраста

«Источник способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок», - утверждал В. А. Сухомлинский.

Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию мелкой моторики рук. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка.

Речь является важнейшей психической функцией человека. Речь способствует социальному контакту между людьми. Правильная и богатая речь ребенка, дает ему возможность высказывать свои мысли, лучше познавать окружающую действительность, полноценно строить взаимоотношения с детьми и взрослыми.

У детей, имеющих различные речевые нарушения, как правило, наблюдается нарушение развития ручной моторики, несформированность способности к длительным волевым усилиям, недостаточно развито умение последовательно и связно излагать свои мысли. У ребенка с высоким уровнем развития мелкой моторики хорошо развиты память, внимание и логическое мышление, что особенно важно при поступлении в школу. Таким образом, развитие мелкой моторики играет огромную роль в развитии речи детей.

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. Одним из способов развития моторики рук, а значит и речи, является изобразительная деятельность в детском саду. Деятельность с красками, карандашами – это не только сенсорно-двигательные упражнения. В процессе рисования, манипуляций с материалами идёт естественный массаж биологически активных точек, расположенных на ладонях и пальцах рук. Кроме того, решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления.

Таким образом, на занятиях, изобразительной деятельностью решаются задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи и т. д. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация и конструирование.

3. Методика организации изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с целью их речевого развития

На занятиях изобразительной деятельностью с целью развития речи дошкольников применяются различные приемы: показ предмета, рисование предмета с натуры, показ приемов изображения, словесное объяснение, обследование предмета, анализ работы, сличение работы с образцом, комментирование действий, использование речи взрослого в качестве образца и т. д.

Организуя занятие по изобразительной деятельности, необходимо всегда учитывать, что речь взрослого - образец для подражания.

Чтобы использовать занятия по изобразительной деятельности в развивающих речь целях, надо определить содержание речи воспитателя на этих занятиях. В зависимости от содержания речи взрослого (ее направленности) восприятие предмета ребенком может быть более или менее отчетливым и полным.

Для решения речевых задач речь взрослого должна отвечать тем же требованиям, что и на занятиях по развитию речи. Прежде всего, речь следует рассматривать как образец для подражания. Речь педагога всегда должна быть доступна детям, выразительна, состоять из четко построенных предложений. В ней должны быть паузы для осмысления детьми прослушанного. Целесообразно многократное употребление одних и тех же слов в различных словосочетаниях и предложениях. Словарь взрослого должен быть простым, но не скудным; следует предусмотреть возможность подачи его в виде рассказа.

Использование речи взрослого в качестве образца позволяет одновременно решать и задачи развития речи, и задачи обучения детей изобразительной деятельности, и воспитательные задачи. Очерчивающие движения и указательные жесты совместно с речью помогают уточнить форму предмета, расположение его частей относительно друг друга и их соотношение по величине. От этого зависит правильное изображение предмета в рисунке, лепке, аппликации. Обозначение всех частей и признаков словом обогащает словарь детей.

В образце речи в ходе занятия педагог может выражать оценку действий ребенка: «Ирина взяла мало клея. Работа у нее получится аккуратная»; «Миша правильно выбрал квадрат. Он взял желтый квадрат». В данных примерах программная задача решается посредством слов мало, желтый, квадрат; эти же слова используются и в коррекционных целях, так как дети не имеют их в активном словаре, а некоторые - и в пассивном запасе. Словосочетание (например, желтый квадрат) можно употребить несколько раз, обращаясь к разным детям; уточнить его значение, опираясь на конкретные предметы, имеющие этот признак (желтый овал, желтый круг и т. д.).

Изменяя словосочетания, педагог одному ребенку называет цвет предмета, с которым тот действует, комментируя действия другого, указывает форму предмета, говоря о третьем ребенке, используя уменьшительно- ласкательную форму слов и т. д. : «Аня лепит зеленый мяч. Семен лепит круглый мяч. Матвей лепит зелененький мячик». Таким образом, речь воспитателя как образец для подражания становится живой, эмоциональной и, что очень важно, нестереотипной.

Большое значение в обучении детей дошкольного возраста изобразительной деятельности имеет обследование предметов, предполагающее участие различных анализаторов. Это необходимый прием в познании детьми формы и величины предмета, расположения его частей. Он способствует формированию навыков правильного восприятия и отображения реально существующих предметов как в плоскостном (рисунок, аппликация, так и в объемном варианте (лепка).

В предметном рисовании в качестве основных направлений обследования предметов выделяются следующие:

-восприятие детьми целостного облика предмета;

-вычленение основных частей этого предмета, и определение их внешних признаков (форма, величина, соотношение частей и т. д.);

-определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже; слева, справа и т. д.);

-выделение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям;

-повторное целостное восприятие предмета;

-составляя декоративные узоры в аппликации, ребенок уточняет и закрепляет представления о форме, величине, цвете, пространственном расположении предметов, их чередовании, симметрии.

Педагогу этот перечень предоставляет целый ряд направлений обогащения речевых средств ребенка. Это и названия предмета, его частей и признаков, и слова, обозначающие пространственное расположение предмета на листе бумаги, соотношение частей по величине и т. д.

В процессе выполнения деятельности детьми предусматривается комментирование их действий с целью развития внимания к речи, увеличения словарного запаса, уточнения значений слов, регуляции темпа деятельности.

Специфика построения обследования предмета состоит в том, что зрительное и тактильное восприятие предмета целенаправленно и максимально комментирует педагог. Целенаправленность обследования способствует решению двух равнозначных задач: развитие речи и развитие изобразительных навыков. В решении поставленных задач значение имеет любое движение, указательный жест, само предъявление предмета следует сопроводить речью, прокомментировать, что-то уточнить и т. д. Например, при рассматривании игрушечного зайца, перед тем как его нарисовать, образец речи может быть таким:

«Это заяц. Сегодня мы будем рисовать зайца. Давайте посмотрим, что надо нарисовать. Это голова. Голова у зайца круглая. Вот такая круглая голова (очерчивающий жест). Я показываю круглую голову. Мы будем рисовать круглую голову. А это уши. Уши у зайца длинные. Я показала уши. А это глаза (хвост и т. д.). Видите глаз? Он круглый и маленький!» Затем дети привлекаются к показу. Им предлагается показывать отдельные части; Действия детей тоже комментируются: «Сейчас Тимофей покажет нам голову зайца. Вот голова. И уши тоже покажи! Уши длинные! (Тимофей показывает его пальчиком.) Уши (ушки) длинные. Мы будем рисовать такие длинные уши. А голову круглую.» Для решения изобразительных задач - передачи формы в рисунке - ребенку предлагается показать круглую голову не указательным жестом, а очерчивающим движением. Дети тренируется в начертании данной формы еще до того, как начали рисовать.

При обследовании предмета не следует ограничиваться действиями одного ребенка, по возможности надо привлекать всех детей и аналогичным образом проговаривать их движения. Это создает условия для многократного прослушивания детьми одних и тех же слов, словосочетаний, предложений, т. е. речевых моделей, образцов, которыми в будущем будут овладевать воспитанники. Вместе с тем и результат работы, ее качество в изобразительной деятельности, во многом будут зависит от того, насколько полным, четким было предварительное восприятие предмета, какие речевые приемы использовались педагогом. От содержания комментирующей речи при обследовании предмета зависит точность передачи детьми количества частей предмета, их расположения, формы, величины, пропорции.

Специфическое построение обследования предмета, многократно подкрепляемое словом, следует широко включать в различные виды изобразительной деятельности: в рисование, аппликацию, лепку, а также и в конструирование.

В процессе обучения воспитанников изобразительной деятельностью целесообразно использование такого приема, как воспроизведение движений в воздухе. Например, прежде чем рисовать, предварительно следует выработать необходимое движение в воздухе, а затем уже воспроизводить его на бумаге. Обучая детей, педагог показывает, как надо выполнять движение в воздухе, затем предлагает это делать детям и сам продолжает его вместе с детьми, комментируя: «Сейчас все возьмем кисточки (карандаши) и будем рисовать вот так! Поднимите кисточки и покажите, как будем рисовать дорожки. Вот так: сверху вниз. Все показываем, как надо рисовать. А теперь будем рисовать на бумаге. Сверху вниз. Сверху вниз.»

Сначала дети выполняют движения сухой кистью, тренируются без краски. Воспитатель привлекает внимание детей к выполнению предстоящего действия: то к направлению, то к силе нажима кистью (карандашом, то к выбору цвета и т. д. Например, к направлению и длине линий: «Вот как мы будем рисовать дорожки: сверху вниз. Длинные дорожки. Все вместе рисуем сверху вниз. И Марат рисует сверху вниз. И Света рисует сверху вниз. Все вместе рисуем длинную дорожку. Еще нарисуем длинную дорожку. Длинную - длинную до самого края листа!»

Изобразительная деятельность способствует развитию у детей способности сравнивать предметы, признаки, действия. Речь взрослого помогает детям осознать, что они действуют в данный момент с разными предметами. Речь можно строить путем противопоставления: «Наташа рисует грушу, а Даша уже рисует яблоко». Используя сравнение, можно обратить внимание на разные признаки предмета: «Семен приклеит зеленый круг, а Слава - красный». Педагог отмечает, что дети выполняют разные действия: «Марина намазывает кружок клеем, а Вика уже приклеивает».

С целью развития речевой коммуникации педагог на занятиях изобразительной деятельностью задает детям вопросы. Дети отвечают на вопросы по-разному, в зависимости от уровня речевого развития. В начале обучения большинство детей в общении пользуются неречевыми средствами. Дети отвечают на вопросы педагога мимикой и жестами. Некоторые дети могут отвечать и отдельными словами, но речь их понятна собеседнику лишь в данной конкретной ситуации. По мере овладения речевыми средствами дети начинают все активнее отвечать на вопросы словосочетаниями, а затем - и предложениями.

Содержание вопросов воспитателя должно иметь наглядную опору и соответствовать той деятельности, которую выполняют дети: иначе ответы детей будут не мотивированы и превратятся в механические языковые тренировки.

- Что рисует Аня? – Флажок (флаг)

- Каким карандашом ты рисуешь флажок? - красным.

- Что наклеивает Миша? - Круг.

- А ты, Наташа, что наклеиваешь? - Круг.

- Какого цвета твой круг? - Желтый (желтого).

- Аня, что ты намазываешь? - Цветочек (цветок).

Целесообразно повторять ответ ребенка, включив его в предложение: «Аня рисует флажок. Аня рисует флажок красным карандашом. Наташа намазывает круг клеем».

В данном виде деятельности вопросы по существу способствуют решению изобразительных задач. Ребенок усваивает, что флажки бывают красные, поэтому их надо рисовать красным карандашом.

Ознакомление детей с предметом педагог может провести путем обследования самого предмета либо рассматривания готового образца (рисунка, аппликации, постройки).

Анализ выполненной работы проводит педагог.

Остановимся подробнее на двух последних этапах занятия - выполнении работы детьми и на анализе работы.

Следует предусмотреть выполнение работы небольшими частями в обучающих целях. Задание делится на две - три части. Такое деление обеспечи вает чередование объяснения с выполнением работы детьми. Переключение видов деятельности повышает работоспособность детей, нормализовать ее темп, помогает вовремя включиться в деятельность, предупредить переутомление. А от этого напрямую зависит и правильность выполнения работы детьми.

Специфика построения занятия определяется психологическими особенностями детей 3-4 лет - их отвлекаемостью, быстрой утомляемостью. Если задание требуется выполнить за один прием, дети могут пропустить какие-то звенья в работе. Поэтому задание к изобразительной деятельности объясняется не целиком, а частями, за несколько приемов. Это особенно полезно для развития внимания к речи и регуляции действий. Дети должны научиться понимать из объяснения, что можно выполнить, а чего делать пока нельзя. И не только понимать, но и выполнять эти требования: сдерживать желания, терпеливо ждать, одновременно начинать и заканчивать и т. д.

Чередуя объяснения с выполнением работы, решаются еще и воспитательные задачи : регуляция включения в деятельность и ее темпа, воспитание выдержки. Например, в объяснении выделяется цвет каждой ленточки: «Возьмем красный карандаш. И нарисуем красную ленточку. Только один - больше рисовать нельзя. Все рисуем красную ленточку.» В процессе деятельности: «Нарисуем и положим карандаш в коробку. Ждем. Все ждем. Какую мы еще будем рисовать ленточку?. Зеленую! Вот такой карандаш нашли в коробке. Все нашли зеленый карандаш? Покажите, мне зеленый карандаш. Будем рисовать зеленую ленточку. Нарисуем одну зеленую ленточку. -Только одну. Ленточки будут разные.»

В конце занятия воспитатель подводит итог, оценивает результаты деятельности детей, анализирует работы.

Сначала педагог говорит о том, что сегодня дети делали (или чему учились) : «Сегодня дети учились рисовать ленточки. Все нарисовали много ленточек. Ленточки (ленты) получились разные: красные, зеленые, желтые и синие». Затем воспитатель дает оценку. На первый план должна выступать положительная оценка. Даже если дети что-то, не смогли выполнить, каждого нужно похвалить: кого за старание, кого за правильный подбор цвета, за яркость линий, за правильно отображенную, величину предмета и т. д. В оценке обязательно учитывается правильность выполнения работы в соответствии с заданием.

Индивидуальный подход к детям осуществляется с учетом их особенностей. Регулируя с помощью речи действия детей, можно решать одновременно изобразительные, образовательные и воспитательные задачи.

Например, при обучении рисованию прямых линий ставятся задачи: научить детей проводить вертикальные и горизонтальные линии (дождик, дорожки, ленточки, клетка для птички, полосатый платок или коврик и т. д.); рисовать единым движением, не отрывая кисть от бумаги; рисовать линии достаточно прямыми и яркими.

Решение этих задач обеспечивает большое количество повторений простых образцов речи, что способствует созданию благоприятные условия и для развития речи детей, и для овладения изобразительными навыками.

Учитывая индивидуальные особенности детей, на занятиях изобразительной деятельностью речь взрослого можно использовать как средство побуждения к деятельности одних детей и средство торможения по отношению к другим детям.

Например, все дети приступили к работе, а один два ребенка не приступили. Более того, они даже не взяли в руки кисть (карандаш, круг, полоску и т. д.). Воспитатель побуждает этих детей к действию: «Вот и Маша берет кисть. (карандаш)». Речь предвосхищает действие, и ребёнок, подчиняясь ей, берет требуемое. Нужно выдержать паузу, чтобы ребенок успел взять, а затем похвалить его: «Молодец, Маша! Сейчас Маша нарисует яблоко.» Повествовательная, спокойная форма речи в данном случае выполняет функцию побуждения.

Регулирующая функция речи, может воспитывать более позднее включение в деятельность импульсивных детей. Применительно к ним уместно такое обращение: «Максим сегодня не спешит. Он ждет, когда все дети начнут рисовать. И Вика сидит спокойно. Она не берет карандаш. Ждет. Все дети возьмут карандаши вместе». Такое содержание речи с положительной оценкой поведения ребенка действует на воспитание выдержки значительно эффективнее, чем замечания.

При помощи комментирующей речи на занятиях по изобразительной деятельности педагог может регулировать темп деятельности воспитанников : у одних детей ускорять, у других замедлять его: «Вот и Наташа быстро ведет линию. Молодец, Наташенька! Она уже умеет быстро рисовать». Несмотря на то, что ребенок рисует очень медленно, такая реплика способствует ускорению движения. А по отношению к другому воспитаннику педагог может сказать наоборот: «Сережа ведет линию не спеша. Он не торопится. Старается рисовать прямую длинную линию. Хорошо, Сережа!»

Индивидуальный подход предусматривает также особую форму и последовательность обращения взрослого к детям. Это важно для обращения к детям именно младшего дошкольного возраста.

Сначала в обращении следует называть детей, которые правильно выполняют движение. Способность к подражанию побуждает к правильному выполнению и тех, кто еще не овладел действием. Речь взрослого показывает, к чему надо стремиться.

Затем следует назвать тех, кто еще недостаточно уверенно выполняет требуемое движение. Но это нельзя делать в форме замечания: иначе подражание может привести к противоположному результату. Дети, умеющие правильно рисовать, начинают копировать неправильные движения того ребенка, которому сделали замечание. Целесообразно говорить так: «И Максим длинную дорожку рисует. Максим старается! Вот какая длинная дорожка получилась у Максима! Сейчас он нарисует еще длинную дорожку. И еще одну дорожку.»

Индивидуальный подход осуществляется также с учетом речевых возможностей детей, с учетом особенностей деятельности детей и их общительности, уровня их изобразительных навыков. В группе могут быть смелые, находчивые дети и робкие, застенчивые - к ним нужен разный подход. В связи с этим необходимо предусматривать, кого из детей для какой цели надо привлечь первым, а кого - последним. Так, при обучении детей свободному движению руки в рисовании сначала надо вызвать более смелого ребенка, который хорошо справляется с этим движением. Он может показать линию и в воздухе, и на бумаге сухой кистью, и непосредственно в рисовании ее краской. Ребенка застенчивого, со слабыми изобразительными навыками лучше вызвать последним. Это даст ему возможность увидеть несколько раз движение и повторить его.

Индивидуальный подход строится с учетом еще одной особенности детей данного возраста. Как уже отмечалось, ребенок обращение взрослого ко всем детям не относит к себе лично, поэтому надо постепенно развивать это умение. С этой целью в процессе занятия изобразительной деятельностью у детей нужно развивать восприятие как общих обращений, так и индивидуальных (персональное обращение к конкретному ребенку с называнием его имени). Осуществлять это целесообразно в такой последовательности: сначала использовать обращение ко всем детям - это приучает их прислушиваться к речи взрослых; затем выделить персонально каждого ребенка (или нескольких детей) и закончить обращением снова ко всем детям. Например: «Все дети начали, рисовать яблоко. Сережа рисует яблоко. Максим рисует красное яблоко. И Вика рисует круглое яблоко. Все дети рисуют яблоко. Все рисуют красное круглое яблоко».

Резюмируя сказанное, хочу отметить, что все части занятия изобразительной деятельностью - обследование предмета, объяснение задания, процесс выполнения работы детьми и подведение итога занятия можно успешно использовать с целью развития речи дошкольников.

Публикации по теме:

Игровые упражнения на занятиях по изодеятельностиИгровые упражнения на занятиях по изодеятельности В непосредственно образовательной деятельности по рисованию, лепке, аппликации, конструированию детям сложно контролировать себя и управлять.

Консультация для воспитателей дошкольных учреждений старших, подготовительных групп с детьми ОВЗ «Развиваем речь в движении»Консультация для воспитателей дошкольных учреждений старших, подготовительных групп с детьми ОВЗ «Развиваем речь в движении» Одно из важных направлений работы современных дошкольных учреждений – преодоление недостатков психофизического развития детей. Зачастую.

Консультация для воспитателей «Физкультминутки на занятиях по разным разделом программы» Физкультминутки — кратковременные физические упражнения, имеющие целью предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности.

Консультация для воспитателей «Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному развитию детей» Консультация для воспитателей "Формы сотворчества музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному развитию дошкольников"Топчий Ольга.

Консультация для воспитателей и молодых специалистов по физической культуре «Музыка на занятиях по физической культуре»Консультация для воспитателей и молодых специалистов по физической культуре «Музыка на занятиях по физической культуре» Консультация для воспитателей и молодых специалистов по физической культуре: «Музыка на занятиях по физической культуре в дошкольном учреждении»С.

Консультация для воспитателей «Применение нестандартного оборудования на занятиях по ФИЗО «Волшебный парашют» Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня вашему вниманию я представляю нетрадиционное игровое пособие «Волшебный парашют», которое можно.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка» «Роль воспитателя в развитии личности ребёнка" В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в создании комфортной обстановки в группе» Воспитатель всегда знает, чем занять и как увлечь малыша, помочь ему справиться с расставанием с родителями. Дети очень тонко чувствуют,.

Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь»Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь» Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь»Цель мастер-класса:Повышение профессиональной компетентности воспитателей.

Эссе «Речь воспитателя-образец в становлении в речи ребенка» "Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им". Г. Гегель. Когда наступает пора определения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Речь воспитателя на занятиях по изодеятельности»
Опубликовано: 17 апреля 2023 в 13:24
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Речь воспитателя на занятиях по изодеятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Нуриева Роза Маратовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД