Людмила Воробьева
Консультация для воспитателей дошкольных учреждений старших, подготовительных групп с детьми ОВЗ «Развиваем речь в движении»
▼ Скачать + Заказать документы
Одно из важных направлений работы современных дошкольных учреждений – преодоление недостатков психофизического развития детей.
Зачастую с первых дней жизни у детей с нарушениями здоровья наблюдаются не только психические, но и физические отклонения. Статистические данные показывают, что наиболее распространенной проблемой у дошкольников является недоразвитие речи.
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы детей. У них отмечается неустойчивость внимания, снижение психической работоспособности, низкий уровень мнемических функций, в особенности вербальной памяти.
Нарушения в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере ребенка индивидуальны, их нельзя типологизировать по логопедическому диагнозу. В большей степени они зависят от причины дефекта, сопутствующих нарушений (органических травм, функциональных расстройств) и социального опыта.
Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в выполнении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Им трудно выполнять некоторые движения : перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары о пол с чередованием рук, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения. Недостаточная координация отмечается во всех видах моторики – общей, мимической, мелкой и артикуляторной. У детей, имеющих речевые расстройства, обычно наблюдаются тяжелая походка на всю стопу, боковые раскачивания тела, полусогнутые ноги, опускание головы, неравномерность шагов.
Дети с нарушением речи, как правило, относятся к второй-третьей группам здоровья. У многих из них есть противопоказания, которые необходимо учитывать на занятиях физическими упражнениями. У таких детей изменен мышечный тонус, поэтому особое внимание нужно уделять упражнениям на осанку, и активное расслабление и напряжение мышц. Разная амплитуда и скорость движений помогают регулировать мышечный тонус и частоту дыхания, а исполнение ребенком упражнений со стихами стимулирует развитие речи, артикуляции и силы голоса.
При выполнении физических упражнений организму требуется больше кислорода, однако дети с общим недоразвитием речи при выполнении даже сравнительно легких движений нередко задерживают дыхание. Для таких детей дыхательные упражнения особенно важны, так как наряду с работой над физиологическим дыханием происходит коррекция речевого дыхания (диафрагмального); короткий вдох – длительный выдох.
Слабое развитие мелкой моторики, пространственно-временной ориентировки и зрительно-моторной координации могут стать причиной моторной и оптической дисграфии. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы овладения речью и письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта.
В физкультурные занятия включать не только логопедические задания, но и специальные упражнения (бег с изменением направления по сигналу, прыжки с одной ноги на другую, игры-эстафеты, игры с мячом и др., направленные на формирование самоконтроля, зрительно-пространственных представлений и зрительно-моторной координации движений. Комплексные занятия способствуют быстрому развитию звукопроизношения и связной речи, помогают выучить грамоту.
Упражнение «Тень»
Цели: - научить детей понимать схематическое изображение позы человека;
- развивать точность движений.
Изобразить такое же движение, что и человек на рисунке-схеме.
Упражнение «Перейди по мостику»
Вариант 1:
Цель: - развивать фонематический слух, координацию движений, чувство ритма.
Дети по очереди проходят по спортивному снаряду, сохраняя равновесие, и произносят слоги: са-за-са, ка-га-ка, да-та-да и др.
Вариант 2:
Цели: - развивать чувство ритма, координацию движений;
- выработать правильную осанку.
Дети по очереди проходят по спортивному снаряду, сопровождая каждый шаг хлопком в ладоши поочередно перед собой и позади.
Игры с мячом широко используются для развития координации движений, тренировки их четкости и точности, усвоения принципа слогового анализа.
Упражнение «Доскажи словечко»
Цели: - развивать четкость и точность движений;
- усвоить принцип слогового анализа;
Педагог бросает мяч ребенку и называет первый слог, ребенок возвращает мяч и заканчивает слово нужным слогом.
Упражнение «Радисты»
Цель: - развивать чувство ритма, фонематический слух, речедвигательную координацию.
Дети, ударяя мячом о пол, повторяют заданный ритмический рисунок.
Упражнение «Лодочка»
Цель: - развивать чувство ритма, зрительно-пространственные представления.
Дети сидят друг за другом, вместе проговаривая и имитируя указанные движения : Динь-дон, динь-дон,
Мы на лодочке плывем.
Ветер по морю гуляет,
Ветер лодочку качает,
Дружно к берегу гребем,
Вправо к берегу плывем,
Влево к берегу гребем.
К берегу пристала лодка,
Мы на берег прыгнем ловко.
Включение, в занятие ритмических движений, улучшает эмоциональный настрой, дает возможность самовыражения. Формированию зрительно-пространственных представлений способствуют игры с флажками:
Упражнение «Регулировщики»
Цель: - развивать зрительно-пространственные представления, координацию.
Дети повторяют за педагогом ряд движений с флажками в руках.
Упражнение «Собери по схеме»
Цель: - развивать зрительно-пространственные представления.
Дети должны повторить при помощи колец и конусов рисунок-схему.
Развитию навыка звукового анализа, ловкости и координации способствуют игры-эстафеты.
Игра – эстафета «Составь слово»
Дети делятся на две команды. Педагог называет слово. Задача детей – с помощью цветных мячей выложить звуковую схему слова. По сигналу педагога дети по очереди берут мячи, цвет которых обозначает заданный звук, подбегают к ориентиру, оставляют мяч, соблюдая последовательность в звуковой схеме слова, и возвращаются назад.