Анна Музалёва
Консультация для воспитателей «Овладение фонематическим анализом и синтезом»
▼ Скачать + Заказать документы
Фонематический анализ и синтез - разложение слова на составляющие его фонемы.
Наряду с анализом предложений на слова и синтезом слов в предложении, слоговым анализом и синтезом он относится к языковому анализу и синтезу.
Он может быть элементарным и сложным.
Элементарный фонематический анализ - это выделение (узнавание) звука на фоне слова. В норме он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Сложный фонематический анализ - вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова); определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Этим видом анализа дети овладевают лишь в процессе специального обучения.
Публикация «Консультация для воспитателей „Овладение фонематическим анализом и синтезом“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Работа по овладению фонематическим анализом и синтезом строится на основе указанной выше градации:
1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т. е. определение наличия звука в слове.
Примерные задания:
- Поднять руку, карточку, сигнальный знак, если в слове имеется заданный звук;
- Отобрать предметные картинки с заданным звуком;
-По сюжетной картинке назвать слова с заданным звуком;
-Придумать слова с заданным звуком;
- Назвать животных, овощи, фрукты, растения посуду, игрушки с заданным звуком;
- Добавить слог до слова;
-Добавить в предложения слова с заданным звуком (с опорой на картинки, без опоры на картинки). Вначале ребенок называет слово, затем все предложение.
Игра в лото;
-Игра «Дежурный звук».
Цель: развивать фонематические представления.
Ход игры. Взрослый произносит звук. Каждый ребенок должен придумать слово с этим звуком на первом месте. Кто задумался или повторился, тому очки не начисляются.
Примерные лексические темы: звери, птицы, растения.
Образец: лось, лев.
-Вычленение звука в начале и конце слова. Определить первый и последний звук в слове, а также его место (начало, середина, конец слова).
Примерные задания на вычленение первого звука (ударного гласного, согласного, а также конечного согласного рассмотрим на примере вычленения первого звука в слове:
- Определить в слове первый звук в словах типа ослик, утка, Аня, Игорь, уголь, астра и т. д.
-Найти в азбуке (разрезной, магнитной, на кубиках и др.) букву, соответствующую первому звуку слова, начинающегося на гласный, а, о, у, и, т. д. ;
-Подобрать слова, которые начинаются на гласный а, о, у, т. д.
- Отобрать картинки, названия которых начинаются на гласные;
- К картинке подобрать букву, соответствующую первому звуку слова. Предлагаются картинки, названия которых начинаются с ударного гласного.
-Игра в лото. Детям предлагаются карточки с картинками. Взрослый называет слово. Ребенок закрывает картинку той буквой, с которой начинается слово.
-Подобрать названия цветов, животных, птиц, посуды овощей, фруктов и т. д., которые начинаются с заданного звука;
-По сюжетной картинке назвать слова, которые начинаются с данного звука;
-Изменить первый звук слова. Например, в слове кость заменить к на г, моль - м на с и т. д.
- Вписать первую букву в схему слова под картинкой.
- Отгадать загадку. Назвать первый звук в отгадке.
- Игра «Конец слова за тобой».
Цель: развивать фонематические представления.
Наглядные пособия: звуковая линейка.
Ход игры. Предлагается начало слова. Дети должны договорить слово и показать на звуковой линейке, сколько в нем звуков.
Примерные лексические темы: мебель, транспорт, фрукты, цветы.
Образец. Сто- л, бока- л, пена- л и т. д.
3. Определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам.
Примерные задания на определение места звука в слове:
-Разложить в три ряда картинки, в названии которых указанный звук в начале слове, в середине слова, в конце слова;
-Подобрать слова, в которых звук в начале слова;
- Подобрать слова, в которых звук в конце слова;
-Подобрать слова, в которых звук в середине слова;
-Назвать животных, птиц и т. д., в названии которых звук в конце, середине;
-По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются с заданного звука;
-Игра «Светофор». Взрослый называет слова. Дети ставят фишки на полоску, разделенную на три цветных части (начало, середина, конец слова).
-Игра «Цифровой ряд».
Цель: развивать сложные формы фонематического анализа (количественный, качественный).
Наглядные пособия: карточки с цифрами 1,2,3,4,5,6.
Ход игры. Услышав слово, ребенок, последовательно произнося все звуки, ведет палец от цифры к цифре, соответствующей порядковому номеру звука в слове. Цифру, которая обозначает последний звук, выдвигается из ряда и говорит: «В этом слове 4, 6, 5 звук такой-то»
Образец: По-пол-полк-Полкан.
-Игра «Пропущенный звук».
Цель: развивать фонематические представления.
Ход игры. Детям предлагается хорошо знакомый текст (например, цикл стихотворений А. Барто «Игрушки»). Его можно еще раз прочитать, затем каждый должен воспроизвести текст, пропуская в словах заданный звук (слова с заданным звуком). За каждую ошибку начисляется штрафное очко. Выигрывает тот, у кого меньше штрафных очков.
-Игра «Кубики».
Цель: развивать фонематические представления.
Наглядные пособия: кубик с буквами и кубик с гласными.
Ход игры. Дети по очереди бросают кубики, составляет слоги, из них слова, анализируют полученные слова.