Татьяна Фирсова
Консультация для родителей и воспитателей «Игра»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей и воспитателей на тему :
Сюжетно-ролевая игра в старшей группе детского сада
Игра остаётся основным видом деятельности у старших дошкольников. Разнообразие сюжетов, свободный полёт фантазии, активный обмен репликами — отличительные черты игр детей 5–6 лет. Воспитатель всё реже выступает в качестве партнёра. Он стимулирует и направляет игровую деятельность детей, является активным наблюдателем. Бытовые зарисовки, случаи из жизни профессионалов, невероятные приключения на суше, воде и даже в космосе — сюжетно-ролевая игра отражает детское видение мира в его многогранности. Фантазия детей 5–6 лет стремительно развивается, создаёт захватывающие сюжеты и должна поощряться
Публикация «Консультация для родителей и воспитателей „Игра“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Темочки
Цель и задачи организации сюжетно-ролевой игры с детьми 5–6 лет
Цель организации сюжетно-ролевых игр в старшей группе детского сада — разностороннее развитие воспитанников в условиях вымышленной ситуации. В игре формируются важные личностные качества и развиваются умственные способности. Дети проявляют инициативу в подготовке пространства для игры, в выборе атрибутов. Пятилетние ребята договариваются между собой о вариантах развёртывания основного сюжета, предлагают всевозможные роли. В сюжетно-ролевой игре участники учатся действовать в различных профессиональных компетенциях, то есть примеряют роли специалистов.
Реализация данной цели со старшими дошкольниками подразумевает решение ряда задач:
• Развитие умения самостоятельно определять правила, импровизировать во время игры.
• Побуждение к использованию образов и сюжетов художественных произведений в играх (из сказок и рассказов, фильмов и мультфильмов).
• Активизация диалогической речи.
• Укрепление дружеских отношений внутри детского коллектива.
Старшим дошкольникам можно предлагать обыгрывать необычные сюжеты, например, заимствованные из фильмов или книг
Проведение сюжетно-ролевых игр в старшей группе детского сада
Особенность проведения игр с детьми 5–6 лет — в побуждении быть максимально самостоятельными:
Дети быстро включаются в игру, охотно подготавливают пространство. При необходимости делают постройки из мебели или мягких блоков (строят крепость, космический корабль, парусник).
Дети 5–6 лет разыгрывают сюжеты с дополнительными ролями без участия взрослого
Воспитатель является активным наблюдателем игры. В действия воспитанников он вмешивается только в случае невозможности разрешить конфликтную ситуацию самими детьми (помогает найти выход из спора, улаживает ссору). Если наблюдается угасание интереса в процессе игры, педагог предлагает неожиданный поворот сюжета.
Сюжетно-ролевые игры обычно проводятся между занятиями и в свободное время во второй половине дне, а также на прогулке. Часто сюжетно-ролевые игры включаются в структуру творческих занятий. В этом случае игра помогает пробудить фантазию, вообразить то, что предстоит нарисовать или слепить. Воспитатель озвучивает цель и план игры, по которому будут действовать ребята, указывает, на что нужно обратить внимание.
Игры со сверстниками способствуют развитию речи ребёнка
Сюжетно-ролевая игра выступает инструментом развития речи. В старшей группе занятия направлены на развитие монологической речи, формирование способности выдвигать предположения, доказывать своё мнение, дискутировать. Эти умения отрабатываются в сюжетно-ролевых сценках:
Таблица: картотека сюжетно-ролевых игр
Виды игр Темы
Бытовые • «Зоопарк» : прогулка с ребёнком в зоопарк (сюжет про работников зоопарка относится к деловым играм);
• «Кухня»;
• «Путешествие по городу»/«Прогулка»/«День города»;
• «Рыбалка»;
• «Семья» : сюжеты с семейными праздниками, новосельем, ремонтом, встречей гостей;
• «Семейное путешествие» (на корабле, поезде, машине, самолёте);
• «Стройка дачного дома» : строительством и обустройством занимаются члены семьи;
• «Ферма» : сюжеты с посадкой семян, выращиванием овощей и фруктов, уходом за домашними животными.
Деловые • «Автобус» : исполнение различных дополнительных ролей при основных (водитель и пассажиры);
• «Автосервис», «Автозаправка», «Гараж»;
• «Автошкола»;
• «Аптечный пункт»;
• «Ателье»;
• «Банк»;
• «Библиотека»;
• «Больница»/«Медицинский центр»/«Поликлиника», «Дежурный доктор», «Призывная комиссия»;
• «Ветеринарный центр»;
• «Завод»/«Фабрика»;
• «ГИБДД»;
• «Журналисты», «Фотокорреспондент»;
• «Кафе»/«Ресторан»/«Столовая», «Повара»;
• «Магазин» (продуктовый, овощной, книжный, универсальный, игрушек, «Супермаркет», «Булочная»;
• «Моряки»/«Пароход»;
• «Музей»;
• «Отель», «Санаторий»;
• «Парикмахерская»/«Салон красоты»;
• «Почта»/«Почтальон»;
• «Строители»;
• «Телевидение»;
• «Цирк»;
• «Шахтёры»;
• «Школа»;
• «Шофёры»/«Лётчики».
Творческие • «Снимаем кино» : режиссёрская игра с драматизацией знакомой сказки;
• «Театр» (кукольный, теневой, музыкальный) : игра творческая, поскольку на импровизированной сцене участники игры разыгрывают представление;
• «Ярмарка» : имитация народных гуляний с исполнением песен, танцев, частушек.
Героико-патриотические • «Полиция»;
• «Пожарные»;
• «Разведчики»;
• «Спасатели», «МЧС».
Временной план игры в старшей группе
Если приравнять сюжетно-ролевую игру к обучающей форме занятия с детьми, то её длительность в старшей группе, согласно нормам САНПИН, составит не более 25 минут. Структура игры состоит из 3 этапов:
1. Начало: создание мотивации к игре, обсуждение сюжета, распределение ролей, выбор атрибутов.
2. Основная часть: собственно игровая деятельность.
3. Рефлексия: высказывание впечатлений от игры, пожелания воспитанников.
Для самостоятельной игровой деятельности на прогулке допускается длительность в 30–40 минут. Если игра является элементом занятия, то её длительность будет относительно короткой — примерно 8 минут, то есть дети проиграют один из вариантов сюжета, небольшую сценку.
Значение сюжетно-ролевой игры в становлении личности ребёнка нельзя переоценить. Придумывая со сверстниками вымышленные ситуации или имитируя бытовые сценки, дети общаются, развивают умение прогнозировать, учатся уважать мнение партнёров. Посредством игровой деятельности у старших дошкольников формируется правильное поведение в обществе и приобретаются нравственные установки в жизни.