Татьяна Комарова
Консультация для воспитателей «Использование устного народного фольклора в празднике Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА В ПРАЗДНИКАХ «РОЖДЕСТВО» И «МАСЛЕНИЦА»
По единодушному мнению педагогов, фольклор является совершенным средством воспитания детей.
«…Удивительно ли, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.»
(К. Д. Ушинский).
Публикация «Консультация для воспитателей „Использование устного народного фольклора в празднике Масленица“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Масленица. Консультации для родителей
- Масленица. Русский народный праздник
- Масленица. Сценарии праздников, развлечений, проводы зимы
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Праздники. Консультации для родителей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Устное народное творчество
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
Задолго до создания педагогических теорий люди стремились воспитать молодежь, развивая чувство прекрасного, прививая подрастающему поколению такие качества, как честность, любовь к труду, гуманное отношение к человеку, преданность человеческим идеалам.
К. Д. Ушинский выдвигает понятие об идеале в каждой нации:
«Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях…»
Фольклор является наиболее яркой сферой выражения народного идеала, так как это
«область духовной культуры человечества, которая, выражая мировоззрение народных масс, объективно представляет собой образно-художественное (осознанное или не осознанное ими в качестве такового) отражение действительности в свете эстетических идеалов самого народа»
(В. Е. Гусев)
Сила воздействия фольклора заключается в единстве идеи и эмоций, рождающихся в результате общения с ним. Основной чертой фольклора, его достоинством является теснейшая связь с окружающей жизнью: во многих произведениях жизнь народа, его обычаи и традиции выступают настолько ярко, что по ним можно восстановить жизнь и быт отдельных времен и народов.
Народ – добрый и мудрый учитель, создал множество песен, попевок, приговорок, потешек и т. д., дающих возможность взрослому без назидательных, сухих нравоучений в приятной для ребенка форме обучить его тому или иному навыку, в частности также успешно развивается у ребенка подражание речи взрослого, речевая готовность и коммуникативная функция речи.
Совершенство формы – важная особенность фольклора : произведения народного искусства отшлифовывались веками, отбрасывая ненужное и устаревшее, создавая новое, более совершенное.
Воспитание детей на материале русского народного фольклора вовсе не означает отрыва от общенациональной человеческой культуры. Однако нельзя слепо переносить систему воспитания одного народа на другой, даже если она совершенна. В любой системе воспитания можно брать только наиболее рациональные черты, а проводить их в жизнь на своей национальной основе, более близкой и понятной ребенку.
Современный репертуар в области музыкального воспитания в детском саду включает в себя высокие образцы народного творчества.
По мнению многих исследователей-фольклористов и этнографов, детский фольклор – это не что иное, как песни, потерявшие свое значение для взрослых и перешедшие к детям. В понятие «детский фольклор» входят все виды устных произведений, созданных взрослыми специально для детей, а также творчество самих детей. До сих пор дети используют в своем исполнении тот же текст, что и много лет тому назад исполнялся взрослыми. Тематика и характер игр, песен, хороводов самый разнообразный. Разнообразен и характер самой музыки. Достоинством песенного репертуара является яркая образность нужно отметить также небольшой диапазон песен и преобладающее звучание среднего регистра, включающего в себя примарные звуки детского голоса.
Вопрос, связанный с классификацией детского фольклора очень сложен, потому что часто меняет свое значение и поэтому одновременно может быть отнесена к разным группам. И ее можно провести по-разному: по жанрам, по сезонам, по возрастам и т. д.
Рассмотрим зимние праздник : Масленицу. Масленица – народный праздник.
Для детей младшего возраста народные праздники являются механизмом осмысления смены времен года и их повторения, дети осознают, какие перемены происходят в природе, например, зимой, как изменяется жизнь людей.
Масленица – древнеславянский праздник проводов зимы и призыв (пока еще не встреча) весны, наиболее любимый праздник, рождение которого уходит в глубокую древность. В настоящее время принята православной церковью, как религиозный праздник, который называется «сырная неделя». С детьми важно понаблюдать, какие изменения они видят, что происходит в природе. Масленица – это праздник не только обновления не только в природе, но и в социальных отношениях: отношениях со сверстниками, родителями, воспитателями. Она дает возможность очиститься от дурного, что накопилось в душе и взглянуть по-новому на других. Бытовало поверье: плохо справишь Масленицу, пошлет Велес (Власий) неурожайное лето. Мир веселья и смеха с невиданной силой раскрывался в эти дни. Села и города в эти дни преображались: ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, шутов и циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками. Масленицу гуляли всем миром : старики и взрослые ходили в гости друг к другу, молодежь озорничала на посиделках и вечеринках, дети забавлялись катанием на санках, бересте, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно, объедались блинами. В последний день Масленицы совершался обряд прощения всех обид, накопленных за год: «Прости меня, пожалуйста, если в чем виноват перед тобою». Дети просили прощения у родителей, дарили подарки друг другу, занимались благотворительностью, добрыми богоугодными делами. Во время Масленицы пелись частушки, на которые было «запрещено» обижаться.
Конечно, не все можно использовать в воспитательном процессе в современных условиях, здесь нужен творческий подход, учет возрастных особенностей, местных традиций, погодных условий и т. д.
Атмосфера увлеченности народными песнями, играми создает условия для проявления у детей творческого начала. В чем оно проявляется? Прежде всего во внесении новых движений в известную народную игру с пением. Этот фольклор тесно связан с развитием детской психики. Все песни, перешедшие от взрослых к детям, переосмыслены ими. Кроме того, дети испытывают радость от эстетического воздействия сказки, учатся ориентироваться в пространстве, действовать в коллективе.
Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, загадки, потешки, прибаутки, колядки и т. д., используемые в деятельности ребят в детском саду, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью.
Умение воспитывать детей требует таланта и широкого знания жизни. И во многом эти знания дает народное творчество – вечный источник жизненного опыта, мудрости, красоты.