Комарова Светлана Александровна
Консультация для воспитателей «Значение фольклора в нравственном воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
У детей очень высокая эмоциональность - позволяет легко вызвать отклик, интерес к произведениям, драматизациям сказок, художественным произведениям отечественных писателей.
Конечно самый любимый жанр фольклора - это сказка. Она пользуется огромной любовью у всех поколений, времен и народов. С ней ребенок встречается начиная с раннего детства «впитывая с молоком матери» через колыбельные, песни, пестушки, потешки,
Публикация «Консультация для воспитателей „Значение фольклора в нравственном воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
В детском саду - сказка, как средство воздействия на ребенка, часто обладает преимуществами над другими воспитательными приемами.
Каждая конкретная сказка отражает быт той социальной среды, в которой она распространяется. Отсюда её познавательное значение.
Сказка преображает действительность, пропитана оптимизмом, имеет счастливый конец, выражает веру народа во всемогущество человека, его мечты о будущем. В этом заключено воспитательное значение сказок.
Отрываясь от мифологии и религии, но сохраняя связь с народом, сказка дошла до нас как высокохудожественное произведение. В этом ее эстетическое значение.
Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие)ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
При правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, сказки могут оказать огромное воспитательное воздействие на ребенка.
На протяжении своей многолетней работы - именно этот жанр помогает проводить мне - это благоприятное воздействие на детей. Я называю её «сказкотерапия. Здесь Я использую формы работы как;
1. Рассказывание сказок с придумыванием ее продолжения.
2. Постановка и разыгрывание сказок.
3. Рисование сказок
4. Анализ сказок
5. Сказкотерапия - это воспитание и лечение сказкой. Я считаю, что с первое правило знакомства со сказкой начинается с выразительного чтения ее взрослыми. Характер последующей работы это учитывать возраст детей и их уровень развития.
Мое второе правило, чтобы сказка оставила свой след в душе ребенка, мы ее рисуем. Я заметила, что рисуя различные эпизоды ребенок ни только лучше ее запоминает, но и видит, и отображает ее по своему. Ни каждый ребенок может устно пересказать и охарактеризовать какого либо героя. А в рисунке можно увидеть, расшифровать, как он сказку воспринимает и понимает тех или иных героев. И рисование в этом помогает разобрать все нравственные стороны. Даже облегчает пересказ сказочного сюжета.
Когда мы рассматриваем рисунки, то это сопровождается словесными пояснениями, рассказами. При этом большинство детей очень любят ни так пересказывать, а придумывать и додумывать именно свой финал сказки и тут же помогают свои рисунки, пока его рука владела карандашом в голове обыгрывается ни один вариант сюжета.
Смогу судить из своего личного детского опыта.
3. Театрализация. Третье правило это игра сравнение «кто на кого похож» «Что на что погоже?» У кого сравнение точнее, у кого самое неожиданное и в то же время точное, т. е. здесь экспериментируем с художественными образами. Например, при пересказе ребенок учитывает речевые особенности героя, его характер, отношения с другими персонажами.
Вот к примеру сказочный этикет в сказках тоже содержит правила вежливого отношения, уважительного отношения к старшим. «Здравствуй кумушка, хлеб да соль, поклониться в пояс, ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выкупала».
Тут конечно идет игра- драматизация, она позволяет ребенку психологически сблизится с героями сказки, пережить его победы, поражения. Здесь я позволяю изменять разные событии самостоятельно. Восстанавливать справедливость, находить различные варианты в затруднительных ситуациях. Конечно, ход игры я направляю незаметно, чтобы наблюдать у детей ощущение полной самостоятельности в принятии решений и в совершении поступков. Потому что при чтении сказок - это не возможно (т. к. в события активно, что пассивно мы вмешиваться не можем). \
В заключении хотелось бы отметить, что очень часто в наше время звучат приятные теплые слова «Русская душа», «Феномен русской души» И пугающие «деградация общества» «падение нравственных устоев» ,«потерянное поколение». Еще раз повторяюсь, что сегодня как никогда актуальны вопросы духовно-нравственного воспитания детей.
И закончить словами В. Высоцкого;
Красоту, чистоту мы у старших- берем
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому что добро остается добром
В прошлом, будущем и настоящем.