МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Использование казачьего фольклора в работе»

Людмила Пузина
Консультация для педагогов «Использование казачьего фольклора в работе»
▼ Скачать + Заказать документы

1 слайд

Казачий фольклор.

2 слайд

«… Люби все, что с ранних лет ты впитал в кровь и плоть вольных степей твоей Родины».

Заповеди донских казаков.

3 слайд

Актуальность использования фольклора в ДОУ.

Иногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И прав тот педагог, кому близко высказывание: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего - и легче всего в игре. Это говорит о том, что он хорошо знает и правильно организует воспитательно-образовательный процесс.

Публикация «Консультация для педагогов „Использование казачьего фольклора в работе“» размещена в разделах

4 слайд

Как приобщить подрастающее поколение к культуре, обычаям, традициям родного края, к его духовным и нравственно-эстетическим ценностям?

Ребёнок, только приходящий в детский сад, очень мало знает о том уголке страны, где живёт. Дом – детский сад- двор… границы мира постепенно расширяются, и ребенок начинает задавать много вопросов. Дети хотят знать о своем родном крае. Поэтому наш детский сад выбрал направление - казачий фольклор.

В казачьем фольклоре отражаются традиции, быт, донского края. Традиционные народные игры донских казаков воспитывают будущих защитников родной земли и будущих хранительниц домашнего очага. В играх у мальчиков развивались физические качества, нравственные качества. У девочек воспитывалось смирение, терпение, выносливость, желание заботиться о младших братьях и сёстрах, животных

5 слайд

Цель

Воспитывать у детей гражданскую позицию, растить патриотов своего родного края, знающих и любящих свою Родину, способных возрождать и созидать будущую Россию.

Задача

Воспитывать чувство патриотизма на непрерывной связи истории прошлого, настоящего, будущего. Воспитывать гордость за своих предков, дать детям почувствовать причастность к своему народу. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость при знакомстве с казачьим фольклором.

6 слайд

Казачий фольклор – устное творчество (предания, сказки, былины, пословицы и поговорки, песенное творчество, музыка и танцы.

7 -8 слайд

фото

9 слайд

В связи с тем, что казаки были тесно связаны с великорусским народом, это отразилось на развитии фольклора донского казачества. Появились малые жанры фольклора.

Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения. Можно встретить такое определение - детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.

10 слайд

Каковы виды малых жанров фольклора?

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев

Колыбельная песня

Потешка — песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка.

Прибаутка (от слова баять, то есть рассказывать) — стихотворная, короткая, весёлая история

Пословица

Игры (целовальные, обрядовые, сезонные)

Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре.

Загадка

11 слайд

Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения детьми разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие, помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены.

12 слайд

Детский фольклор используется :

в период адаптации;

в режимных моментах;

на прогулке;

в непосредственно

образовательной

деятельности:

в игре;

в свободной деятельности.

13 слайд

Использование фольклора в период адаптации.

Пальчиковая гимнастика – незаменимый способ в том, чтобы успокоить плачущего ребенка.

14 слайд

Использование фольклора в режимных моментах.

«Водичка, водичка,

умой мое личико,

чтобы глазки блестели,

чтобы щечки горели…»

15 слайд

Использование фольклора в театрализованной деятельности.

Горница с гостями, что печка с пирогами:

вот сидят на лавке шутки да забавки…»

16 слайд

Использование фольклора в НОД.

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать, а за ней ребятки, желтые цыплятки…»

17 слайд

Народные игры

Петушок, петушок,

золотой гребешок, масляна головушка, шолкова бородушка…»

18 слайд

Детские песенки

«Мишка с куклой бойко топают, бойко топают, посмотри.

И в ладоши звонко хлопают – раз, два, три…»

19 слайд

Свободная деятельность детей

«Мишка с куклой бойко топают, бойко топают, посмотри.

И в ладоши звонко хлопают – раз, два, три…»

20 слайд

К достижениям культуры Дона относится не только песенно-танцевальный казачий фольклор, но и оригинальная литературно-историческая традиция. Культура донских казаков включает в себя окрашенную местным колоритом православную обрядность. Поэтому, так живы по сей день на Дону народные обычаи, быт и нравы. Уважение к духовным традициям, почитание всех святых – характерные черты самобытной культуры донского казачества.

21 слайд

Самобытностью и разнообразием отличается культура донского казачества. Она уникальна, как уникальна сама социальная общность, ее породившая. Донской фольклор часто называют фольклором ремесленников военного дела. Действительно, в нем много походных, военных песен, отличающихся суровостью напева. Много в донском фольклоре и лирических песен (любовных, семейных, хороводных, плясовых, охотничьих и других). Самый уважаемый и любимый герой казачьей песни – тихий Дон, как символ вольной жизни, батюшка-кормилец.

22 слайд

Старинные и новые исторические песни донского казачества являются нашим национальным культурным наследием. Не все они живут в устной традиции. Многие исторические песни сохранились лишь в записях, многие забыты и уже не поются. Но, исследуя то, что было создано донскими казаками, рассказавшими о своей боевой жизни, и, слушая то, что казаки сохранили в своей памяти, мы вновь переживаем былое. Изучая прошлое, мы лучше понимаем настоящее. Мы лучше понимаем глубокий и сложный облик донского казачества, веками складывавшийся национальный характер, закалившийся в борьбе с внешними и внутренними врагами.

23 слайд

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

24 слайд

Спасибо всем за внимание.

Публикации по теме:

Казачий праздник «Гулянье на Дону» Цель: Систематизации знаний о донском крае; создание положительного эмоционального настроя. Методическое обеспечение: рисунок казака и.

Приложение к программе «Казачий край». Планирование. Перспективно – тематический план Старший дошкольный возраст Сентябрь «Город юный и древний – сын казачьей станицы» «На Дону, что ни хутор,.

Приложение к программе «казачий край». Планирование. Октябрь «Казачью песню слушать, что мед ложкой кушать» «Казак сам себя веселит» Вид деятельности Программное содержание Репертуар Слушание:.

Приложение к программе «Казачий край». Планирование. Ноябрь «Ой, ты степь широкие поля, ой, ты Дон, ты Родина моя» «Плясать не работа, а кто не умеет, тот срамота» Вид деятельности Программное.

Приложение к программе «Казачий край». Планирование. Декабрь «Казак – донец и швец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец» «Веселы привалы, где казаки запевалы» Вид деятельности.

Приложение к программе «Казачий край». Планирование. Февраль «Кто пули боится, в казаки не годится» «Донской казак хват, силой, удалью богат» Вид деятельности Программное содержание Репертуар.

Приложение к программе «Казачий край». Планирование. Март «В гости к тетушке Аксинье» «Из бабушкиного сундучка» Вид деятельности Программное содержание Репертуар Слушание: (Восприятие музыкальных.

Приложение к программе «Казачий край». Планирование. Апрель «Все на Дону родится, только надобно трудиться» «От безделья не бывает у казака веселья» Вид деятельности Программное содержание.

Приложение к программе «Казачий край». Планирование. Май «Из плохого казака атамана не получится» «Где казак, там и слава» Вид деятельности Программное содержание Репертуар Слушание: (Восприятие.

Проект «Казачий курень»Проект «Казачий курень» Паспорт к проекту «Казачий курень» Классификация проекта: По срокам реализации проект – среднесрочный По тематике - информационный По составу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Использование казачьего фольклора в работе»
Опубликовано: 10 сентября 2015 в 08:30
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Использование казачьего фольклора в работе»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Пузина (УИ 292809) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД