Людмила Пузина
Консультация для педагогов «Использование казачьего фольклора в работе»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Казачий фольклор.
2 слайд
«… Люби все, что с ранних лет ты впитал в кровь и плоть вольных степей твоей Родины».
Заповеди донских казаков.
3 слайд
Актуальность использования фольклора в ДОУ.
Иногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И прав тот педагог, кому близко высказывание: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего - и легче всего в игре. Это говорит о том, что он хорошо знает и правильно организует воспитательно-образовательный процесс.
Публикация «Консультация для педагогов „Использование казачьего фольклора в работе“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
4 слайд
Как приобщить подрастающее поколение к культуре, обычаям, традициям родного края, к его духовным и нравственно-эстетическим ценностям?
Ребёнок, только приходящий в детский сад, очень мало знает о том уголке страны, где живёт. Дом – детский сад- двор… границы мира постепенно расширяются, и ребенок начинает задавать много вопросов. Дети хотят знать о своем родном крае. Поэтому наш детский сад выбрал направление - казачий фольклор.
В казачьем фольклоре отражаются традиции, быт, донского края. Традиционные народные игры донских казаков воспитывают будущих защитников родной земли и будущих хранительниц домашнего очага. В играх у мальчиков развивались физические качества, нравственные качества. У девочек воспитывалось смирение, терпение, выносливость, желание заботиться о младших братьях и сёстрах, животных
5 слайд
Цель
Воспитывать у детей гражданскую позицию, растить патриотов своего родного края, знающих и любящих свою Родину, способных возрождать и созидать будущую Россию.
Задача
Воспитывать чувство патриотизма на непрерывной связи истории прошлого, настоящего, будущего. Воспитывать гордость за своих предков, дать детям почувствовать причастность к своему народу. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость при знакомстве с казачьим фольклором.
6 слайд
Казачий фольклор – устное творчество (предания, сказки, былины, пословицы и поговорки, песенное творчество, музыка и танцы.
7 -8 слайд
фото
9 слайд
В связи с тем, что казаки были тесно связаны с великорусским народом, это отразилось на развитии фольклора донского казачества. Появились малые жанры фольклора.
Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения. Можно встретить такое определение - детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.
10 слайд
Каковы виды малых жанров фольклора?
Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев
Колыбельная песня
Потешка — песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка.
Прибаутка (от слова баять, то есть рассказывать) — стихотворная, короткая, весёлая история
Пословица
Игры (целовальные, обрядовые, сезонные)
Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре.
Загадка
11 слайд
Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения детьми разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие, помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены.
12 слайд
Детский фольклор используется :
в период адаптации;
в режимных моментах;
на прогулке;
в непосредственно
образовательной
деятельности:
в игре;
в свободной деятельности.
13 слайд
Использование фольклора в период адаптации.
Пальчиковая гимнастика – незаменимый способ в том, чтобы успокоить плачущего ребенка.
14 слайд
Использование фольклора в режимных моментах.
«Водичка, водичка,
умой мое личико,
чтобы глазки блестели,
чтобы щечки горели…»
15 слайд
Использование фольклора в театрализованной деятельности.
Горница с гостями, что печка с пирогами:
вот сидят на лавке шутки да забавки…»
16 слайд
Использование фольклора в НОД.
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать, а за ней ребятки, желтые цыплятки…»
17 слайд
Народные игры
Петушок, петушок,
золотой гребешок, масляна головушка, шолкова бородушка…»
18 слайд
Детские песенки
«Мишка с куклой бойко топают, бойко топают, посмотри.
И в ладоши звонко хлопают – раз, два, три…»
19 слайд
Свободная деятельность детей
«Мишка с куклой бойко топают, бойко топают, посмотри.
И в ладоши звонко хлопают – раз, два, три…»
20 слайд
К достижениям культуры Дона относится не только песенно-танцевальный казачий фольклор, но и оригинальная литературно-историческая традиция. Культура донских казаков включает в себя окрашенную местным колоритом православную обрядность. Поэтому, так живы по сей день на Дону народные обычаи, быт и нравы. Уважение к духовным традициям, почитание всех святых – характерные черты самобытной культуры донского казачества.
21 слайд
Самобытностью и разнообразием отличается культура донского казачества. Она уникальна, как уникальна сама социальная общность, ее породившая. Донской фольклор часто называют фольклором ремесленников военного дела. Действительно, в нем много походных, военных песен, отличающихся суровостью напева. Много в донском фольклоре и лирических песен (любовных, семейных, хороводных, плясовых, охотничьих и других). Самый уважаемый и любимый герой казачьей песни – тихий Дон, как символ вольной жизни, батюшка-кормилец.
22 слайд
Старинные и новые исторические песни донского казачества являются нашим национальным культурным наследием. Не все они живут в устной традиции. Многие исторические песни сохранились лишь в записях, многие забыты и уже не поются. Но, исследуя то, что было создано донскими казаками, рассказавшими о своей боевой жизни, и, слушая то, что казаки сохранили в своей памяти, мы вновь переживаем былое. Изучая прошлое, мы лучше понимаем настоящее. Мы лучше понимаем глубокий и сложный облик донского казачества, веками складывавшийся национальный характер, закалившийся в борьбе с внешними и внутренними врагами.
23 слайд
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
24 слайд
Спасибо всем за внимание.