Наталья Овчаренко
Консультация для воспитателей Подход к развитию ребёнка в традициях казацкого фольклора.
▼ Скачать + Заказать документы
Каждая нация, каждый народ, даже каждая социальная группа, в том числе семья, имеют свои собственные традиции, обычаи, ритуалы, культуру, духовно-моральный опыт и свою историю.
Народные традиции сохраняют опыт людей, который был сформирован тысячилетиями. Из философских словарей мы знаем, что понятие «традиция» (от латинского traditio-передача) определяется как опыт, привычки, взгляды, вкусы, норма поведения, которые сложились исторически и передаются из поколения в поколение. Обычаи составляют часть духовной культуры народа и связаны с устным народным творчеством.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Фольклор кубанских и донских казаков
- Фольклор. Консультации для воспитателей
- Фольклор. Консультации для родителей
- Темочки
Народные традиции и ритуалы выполняют важную функцию, а именно: обеспечивают соединение прошлого и современности, и на этой основе сохраняют национальные и общечеловеческие ценности, идеалы, вкусы.
Главной задачей национальной системы образования было формирование у человека высокой духовности и нравственной чистоты, который служил эталоном духовной и моральной жизни семьи; пример родителей, поступки людей, народная этика, стандарты поведения и моральных заповедей.
Особая роль в учебном процессе принадлежала казацкому фольклору. Его представляли народные пословицы, поговорки, песни, сказки. Этот фольклор служил для детей ориентиром в формировании благородных мыслей и поведенческих навыков, сознательной дисциплины: послушание, уважение, сочувствие, бережное отношение к окружающей среде.
В казацкой системе воспитания испокон века использовались фольклорные тексты, которые являются настоящим источником человеческой мудрости, показателем народного мировоззрения, кладезем национальной духовности. Значительную их часть составляет детский фольклор.
Детский фольклор представляет собой совокупность образцов устного народного творчества, который состоит из традиционных и современных народных форм и функционирует в детской среде или исполняется специально для детей.
Это, прежде всего, образцы устной народной словесности, предназначенные для детей. Созданные старшими поколениями для младших, такие тексты являются частью детского фольклора (например, колыбельные).
Хорошо известны считалки, игровые песни и другой стихотворный «шум», который в жизни и быту считается пустой забавой.
На самом деле, без этих весёлых и смешных стихов, без словесной игры, которая в них содержится, ребенок никогда не овладеет родным языком в совершенстве, никогда не станет достойным её обладателем, способным выразить любые мысли, чувства, опыт, и т. д.
До середины XIX века детский фольклор не выделен в отдельную группу устного народного творчества и специально не записывается. Только со второй половины ХІХ в. и в XX веке, когда вырастает интерес общества к народной жизни, начинают собираться и публиковаться образцы устной детской словесности В. Даля, А. Афанасьева и др.
Детский фольклор помогает детям понять жизненные ситуации, стереотипы поведения и способствует социальной адаптации. Основанием для этого «взросления» является готовность детей получать и усваивать информационную составную народных текстов (вспомним любовь детей к сказке).
Незаметно и ненавязчиво уже к 2-3 годам ребенок становится на путь самостоятельной речи.
Речь - это наша живая история. Именно благодаря речи воспринимается устное народное творчество. Родной язык вызывает психическое развитие ребенка, способствует осознанию себя как представителя российской нации.
Любовь к речи своего народа можно формировать, используя её в непосредственном общении ребенка с родными, близкими людьми. Тёплое взаимоотношение с родителями способствует привлечению ребёнка к духовным ценностям, призывает следовать их речи, отношению к окружающей среде. В формах устного народного творчества казацкого народа (потешках, забавах, песнях) видится тщательное, вдумчивое отношение взрослых к детям.
Опытное их использование в семейном воспитании позволяет научить ребенка видеть и чувствовать прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, привлекает к художественному творчеству.
Видению законов красоты способствует и нежная, искренняя материнская колыбельная песня, материнская ласковая улыбка к ребенку; привлекательные игрушки, которые дарит ребенку отец; волшебная бабушкина сказка, которая учит добру и злу, образует понятие о красоте жизни и ненужности, которые происходят на жизненном пути; дедушкин интересный рассказ или юмор; очаровательная прогулка; захватывающая игра с сестрой или братом, открывающая радужную красоту окружающего мира.
У детей остаются в памяти песни, вышивки, рушники, которые висят на стене в доме. Это способствует детской заинтересованности к произведениям изобразительного искусства. Хорошо, если в семье любят хорошую музыку, любят петь; если семья посещает календарные праздники, обрядовые праздники в детском саду, принимает участие в них, привлекает к этому и своих детей.
Таким образом, воспитание детей является самой приятной родительской функцией, и речевое воспитание в семье является его частью. Поэтому умелое использование в семейном образовании средств, приёмов, методов казацкой народной педагогики позволяет ребенку жить и творить по законам красоты.
Овчаренко Наталья Николаевна,
воспитатель МБДОУ №3
г. Усть-Лабинск, Краснодарский край