Получи документы

Консультация для воспитателей «Моделирование в описательной речи»

Елена Колесник
Консультация для воспитателей «Моделирование в описательной речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Качество описательного текста определяется полнотой характеристики внешних признаков или внутренних качеств объекта описания; логикой описания; образностью.

Изучение описательной речи детей седьмого года жизни с ОНР - 3 ур. выявило: лишь немногие из них способны самостоятельно построить текст; большинству требуются вопросы – подсказки; рассказы отличаются непоследовательностью, отсутствием оценочных суждений, завершающих описание. Как правило, рассказы безсвязны.

Публикация «Консультация для воспитателей „Моделирование в описательной речи“» размещена в разделах

Недостатки в лексико – грамматическом оформлении речи обусловили необходимость подготовительных упражнений, таких как:

1. упражнение в наблюдательности (детей учу видеть признаки предметов, рассматривать их в разной последовательности);

2. словарные и грамматические упражнения, сопровождающие рассматривание и предназначенные для обогащения словаря названиями признаков (синонимами, антонимами, образными средствами языка, а также для содействия усвоению подчинительных связей между существительными, прилагательными, глаголами, способов словообразования и так далее.

Указанные упражнения сочетаются с обучением детей действиям замещения (выделяемый признак обследуемого предмета обозначается каким – либо символом).

И так, работа с моделью рассматривания яблока.

Что нам помогает увидеть яблоко – его цвет, форму, величину. Помещаем на табло карточку с изображением глаз.

Мы посмотрели на яблоко и увидели, что оно (красного цвета)

Найдите карточку, обозначающую красный цвет, поставьте её кармашек.

Что ещё мы узнаём о яблоке, если внимательно посмотрим на него?

Какое оно по форме: круглое, треугольное или квадратное?

Выберите нужную карточку и вставьте её в схему. (таким же образом на схеме размещается соответствующие символы величины).

А затем детям предлагаю закрыть глаза и по запаху определить местонахождение яблока.

Что помогает определить запах яблока? (предлагается разместить на схеме изображение носа).

Что можно сказать про яблоко, какое оно? (душистое, ароматное).

Подумайте, какой карточкой можно обозначить этот признак? (выбирается изображение флакона духов).

Погладьте яблоко рукой. Что мы узнали о яблоке, какое оно? (гладкое).

А если надавить на яблоко рукой, мягкое оно или твёрдое?

С помощью чего мы узнали о яблоке? (размещаем картинку, изображающую руку, и символы, обозначающие признаки «гладкий», «твёрдый»).

Таким образом, мы продолжаем заполнять схему дальше.

В процесс обследования предметов можно включать словарные упражнения:

1. на подбор синонимов: «яблоко красное, спелое. Как можно сказать по – другому, какое оно?» (румяное).

2. на словообразование: «у яблока красный бок, как скажем одним словом?» (краснобокое). И так далее.

Индивидуальное и хоровое повторение словосочетаний и предложений помогает закрепить в речи детей образцы согласования слов и различные синтаксические формы. После рассматривания предмета детям предлагала рассказать о нём, опираясь на образец, данный мною. Послушайте, как много мы узнали о яблоке: оно красное, круглое и большое. Яблоко ароматное, на ощупь гладкое и твёрдое, на вкус сочное, кисло – сладкое. Яблоки относятся к фруктам. Они очень полезные и вкусные.

Описание яблока я обязательно сопровождаю движением указки по составленной модели, тем самым даётся образец использования модели в качестве наглядного плана.

На следующем этапе обучения описательной речи дети уже самостоятельно составляют наглядные планы для рассказов о фруктах и овощах. Со временем карточки с изображением сенсорных источников получения информации (глаза, нос, рука и др.) убираю. Схема рассказа упрощается.

При описании других объектов (игрушки, одежда, посуда, животные и др.) применяю модели, рекомендуемые Т. А. Ткаченко.

На этапе усвоения содержания структуры рассказа продолжала формировать действия по использованию моделей, поэтому схемы описаний давала готовые. Они представляют обобщённый план описания. Если предыдущие модели иллюстрировали конкретные признаки конкретного предмета, то в новой модели признаки обозначались обобщённо. Ребёнок, ориентируясь на обобщённые символы цвета, величины, материала и т. д., самостоятельно определяя признаки описываемого объекта, и перечислял их в своём рассказе.

Труднее всего было научить детей осознанно использовать различные способы межфразовой связи. Непроизвольно, подражая образцам педагога, дети чаще употребляют такой способ связи, как повтор, реже местоименную связь, при этом практически не используют синонимы.

Для совершенствования связности описаний необходима была специальная работа.

Обучение начиналось со сравнения связного описания и деформированного. Оба рассказа предъявлялись один за другим. Рассказы сопровождались показом одной и той же модели. Детей я подводила к выводу, что в рассказе, где все предложения связаны между собой и между собой «дружат», его легче понять. Дети повторяют правильный образец.

Работа по развитию описательной речи при помощи моделирования ведётся в течение учебного года. Введение моделей облегчает процесс овладения детьми содержанием, структурой описательных текстов, их связностью. Анализ рассказов выявил их улучшение почти по всем показателям: большинство детей к концу обучения самостоятельно, без наводящих вопросов описывали игрушки, посуду…

Описания стали более подробными у всех воспитанников. Объём рассказов увеличился в среднем на 1,5 предложения; многие овладели структурой, логикой и связностью описания.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Дидактические игры по развитию речи детей» Игры и упражнения для развития речи детей среднего возраста «Что за предмет?» Цель: учить называть предмет и его описывать. Ход: ребенок.

Консультация для воспитателей «Формирование связной речи дошкольников через сказки» Консультация для воспитателей «Формирование связной речи дошкольников через сказки» Наталия Грачева Консультация для воспитателей «Формирование.

Консультация для воспитателей «Игры с песком для развития речи детей 3–4 лет». .

Консультация для воспитателей «Моделирование музыкальной развивающей предметно-пространственной среды»Консультация для воспитателей «Моделирование музыкальной развивающей предметно-пространственной среды» Консультация на тему: Моделирование музыкальной развивающей предметно-пространственной среды и обеспечение реализации потребности ребенка.

Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи» Правильное произношение звуков в словах, в самостоятельной речи, четкая их артикуляция и различение на слух являются необходимыми условиями.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи и мышления дошкольников» «Речь – это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им». Г. Гегель Развитие речи теснейшим образом.

Консультация для воспитателей «Создание условий для развития речи детей» «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» выдвигают в качестве.

Консультация для воспитателей значение картинок в развитии речи Особую роль картинки в развитии речи детей дошкольного возраста отводила Тихеева Е. И. Она писала что картинкам как фактору умственного развития.

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей через художественную литературу» КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей «Развитие речи детей через художественную литературу» Воспитатель: Голубцова Светлана Юрьевна Овладение родным.

Научная публикация «Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки» Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки. Внимание к вопросам речевого развития мы находим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Моделирование в описательной речи»
Опубликовано: 15 декабря 2017 в 14:38
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Моделирование в описательной речи»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Колесник (УИ 976252) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД