Елена Штоль
Консультация для воспитателей «Дидактические игры по развитию речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и упражнения для развития речи детей среднего возраста
«Что за предмет?»
Цель: учить называть предмет и его описывать.
Ход: ребенок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель : «Он круглый, синий, с желтой полосой и т. д.)
«Угадай игрушку»
Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.
Публикация «Консультация для воспитателей „Дидактические игры по развитию речи детей“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Ход: на обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает : он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.
Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.
«Кто больше увидит и назовет»
Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.
Ход: Вос-ль: у нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Порадуем куклу, опишем её платье, туфельки, носочки.
«Назови как можно больше предметов»
Цель: упражнять детей в четком произношении слов.
Ход: вос-ль предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения). Вос-ль следит, чтобы дети правильно и четко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т. д.
«Олины помощники»
Цель: образовывать фор му множественного числа глаголов.
Материал: кукла Оля.
Ход: -К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оля. Кукла идет по столу. Вос-ль указывает на её ноги.
-Что это? (Это ноги)
-Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т. д.)
Далее указывает на другие части тела и задает аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют, зубы жуют, кусают, грызут, глаза смотрят, моргают.)
«Разноцветный сундучок»
Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.
Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.
Ход: вос-ль: Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Ира, загляни – кА,
Вынь картинку, назови.
Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.
«Скажи, какой?»
Цель: учить детей выделять признаки предмета.
Ход: вос-ль (либо ребенок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета. Если дети затрудняются, вос-ль помогает: «Это кубик. Какой он?»
«Волшебный кубик»
Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани.
Правила игры : ребенок вместе с вос-лем произносит «Вертись, крутись, на бочек ложись», и кидает кубик. На верхней грани-например, самолет. Вос-ль спрашивает: «Что это?» и просит с имитировать гул самолета. Аналогично разыгрываются и другие грани кубика.
«Эхо»
Правила игры : педагог громко произносит любой гласный звук, а ребенок повторяет его, но тихо.
Ход: вос-ль громко говорит: А-А-А. ребенок – «эхо» тихо отвечает: а-а-а. и так далее. Можно так же использовать сочетание гласных звуков: ау, ау, ау, эа и т. д.
«Кто больше действий назовет»
Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
Материал: картинки: предметы одежды, самолет, кукла, собака, солнце, дождь, снег.
Ход: приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображенным на картинках.
Например:
-Что можно сказать о самолете? (летит, гудит, поднимается)
-Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)
-Что можно сказать о дожде? (идет, капает, льет, моросит, стучит по крыше) и т. д.